Для среднего адыга "черкесский вопрос" в том виде, в каком его ставят политические лидеры, не важен. Об этом заявила главный научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Ирина Бабич в интервью порталу "Северо-Кавказские новости".
Ученый отметила, что все же в современном адыгском обществе сохраняются последствия того, что происходило с народом в XIX веке. "Эти последствия как этнические, в том числе и языковые, так и психологические – адыги живут с чувством жертвы. Эти "последствия" влияют на взаимоотношения адыгов с русскими, с российской властью, российскими политика и российской культурой", - сказала Ирина Бабич.
Научный сотрудник обратила внимание на ситуацию с сирийскими беженцами. Она сообщила, что на фоне всесторонней помощи украинским беженцам сирийцам часто не оказывают самой элементарной. "Такие факты накладываются на последствия российско-имперской истории Кавказа (Кавказской войны, российских реформ на Кавказе, выселения адыгов на Ближний Восток), и в результате мы получаем достаточно мощный антироссийский компонент на Кавказе", - отметила Бабч. По ее словам, последствия российской деятельности на Северной Кавказе и по сей день влияют на отношение адыгов к России.
В мае отметили День памяти адыгов (черкесов). В преддверии памятной даты лидеры региональных организаций выступили с заявлениями о геноциде черкесов в Российской Империи. Ранее черкесы из разных стран мира подписали обращения к властям Украины, Литвы и Польши с просьбой признать геноцид народа Российской империей во время Кавказской войны. Большинство российских организации черкесов не поддержали обращение, называя этот вопрос внутрироссийским.