Крымскотатарский вопрос стал острым для России еще до того, как Крым вернулся в её состав. Лидеры Меджлиса крымскотатарского народа призывали к бойкоту референдума в украинском Крыму тогда, и продолжают критиковать действия властей в российском Крыму сейчас. "НацАкцент" проанализировал требования крымских татар к властям, звучавшие в последние годы на митингах памяти жертв депортации, чтобы узнать, чего все-таки хочет этот народ.
2009 год
На митинге в Симферополе крымские татары настаивали на выделении им земельных участков, возможности получать образование на родном языке и на установлении в Крыму дорожных знаков с прежними, крымскотатарскими названиями городов и поселков.
2010 год
Глава Меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев, выступая на митинге в Симферополе, заявил, что "враждебная пропаганда и провокации против крымскотатарского народа будут в Крыму усиливаться, что может привести к резкому росту напряженности". Участники митинга потребовали придать крымскотатарскому языку статус государственного, вернуть историческую топонимику Крыма, а также провести под эгидой международных организаций специальный форум по вопросу восстановления их прав в Крыму.
2011 год
Крымские татары обвинили власти Украины в "игнорировании" их прав и потребовали восстановить национально-территориальную автономию крымскотатарского народа в объеме прав, аналогичных Крымской АССР 1921-1945 годов
Участники мероприятия пришли на митинг в Симферополе с плакатами "90 лет образования автономии Крымской АССР" "Крымскотатарскому языку - статус государственного, наряду с украинским и русским!", "Крымскотатарский народ не реабилитирован – геноцид продолжается", "20 лет Украина не признает крымскотатарский народ".
2012 год
Участники митинга в Симферополе заявили, что за последние 20 лет со дня провозглашения независимости Украины не было принято ни одного закона, направленного на восстановление прав крымскотатарского народа, а также создание условий для его возрождения и сохранения на родной земле.
Первые лица автономии на митинге отсутствовали. Из крымского правительства акцию посетил только вице-премьер, делегат Курултая крымскотатарского народа Азиз Абдуллаев. В отличие от предыдущего года, перед собравшимися выстроилась живая цепь из милиционеров. В 2011 году такие меры безопасности не предпринимались.
2013 год
Исполком Симферопольского горсовета не дал разрешения Меджлису крымскотатарского народа на проведение 17 и 18 мая традиционных траурных мероприятий, посвященных памяти жертв депортации крымских татар. Джемилев тогда заявил о беспрецедентном давлении, игнорировании и стремлении уничтожить Меджлис как представительный орган коренного народа полуострова. По его словам, это происходит "по вине определенных шовинистически настроенных сил современной власти Украины".
Траурная акция все же состоялась. Участники потребовали восстановить права депортированных, придать Крыму статус национально-территориальной автономии в составе Украины и решить земельный вопрос. Одним из основных пунктов резолюции стало требование о признании украинским властями Меджлиса как представительного органа народа.
На митинге отсутствовали как высокопоставленные чиновники Совмина, так и члены президиума крымского парламента, и даже руководство представительства президента Украины в Крыму.
2014 год
В преддверии дня 70-летия депортации крымских татар власти недавно ставшего российским Крыма запретили проведение массовых мероприятий в целях предотвращения провокаций со стороны экстремистов. Траурный митинг все-таки состоялся, но не на главной площади Симферополя, а в микрорайоне Ак-Мечеть. Участники акции приняли резолюцию с требованиями признания Меджлиса, восстановления исторических названий географических объектов Крыма, а также создания национальной крымскотатарской автономии.
2015 год
Администрация Симферополя не разрешила провести крымским татарам митинг памяти жертв депортации 18 мая. В свою очередь лидер мусульман Крыма Эмирали Абаев попросил не политизировать этот день путем митингов и "стоянием на площадях", а депутат Госсовета Крыма Эдип Гафаров предложил провести памятные акции 18 мая по примеру Чечни — с молитвами и возложением цветов.
Меджлис крымских татар заявил, что отказ властей согласовывать митинг имеет целью "уничтожение исторической памяти крымских татар, оправдание преступлений сталинизма и коммунистического режима СССР … подавление воли крымскотатарского народа в отстаивании своих прав в нынешних условиях".
18 мая в республике прошли традиционные акции с зажжением свечей и восхождением на Чатыр-даг. Во всех мечетях Крыма состоялся молебен.
После возвращения Крыма в состав РФ одна из первых правовых инициатив в отношении республики касалась именно национальной сферы: в апреле 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации депортированных в сталинское время крымских народов. Также были определены три государственных языка субъекта: русский, украинский и крымскотатарский. Репрессированным гражданам гарантированы льготы. Кроме того, планируется узаконить самозахваты земель, которые появились после возвращения народов из мест депортации.
Получается, предпринятые российскими властями меры напрямую отвечают требованиям крымских татар, звучавшим на массовых акциях все последние годы. Что же касается претензий Меджлиса стать некоей дополнительной прокладкой между гражданами крымскотатарской национальности и государством, то факты красноречиво свидетельствуют, эта идея давняя и по вполне понятным причинам не вызвала энтузиазма у крымских властей ни в украинский период истории полуострова, ни тем более сейчас. Ведь в данном случае речь идет о личных амбициях лидеров и их желании получить неоправданные властные полномочия, в том числе в отношении госбюджета, а вовсе не о благе крымскотатарского народа, его чаяниях или восстановлении в отношении него справедливости.
Тэги