Некоторые из народов России, будучи приверженцами одной из мировых религий, продолжают соблюдать древние языческие обычаи. Причем масленичными блинами и яйцами на Пасху ограничиваются далеко не все! Вот, например, осетины на всякий случай подкармливают чертей и ублажают домовых. Мало ли что?
Бынаты Хицауы Ахсав (ночь домового) – праздник покровителя жилища и по сей день активно отмечают в Северной Осетии. Рвение осетин понятно, ведь осетинский дух дома — обитающая в кладовой старуха-домовуха Баныта Хицауы, неуважения не терпит: не получит сполна положенные ей почести – незамедлительно нашлет на домочадцев болезни и горести. Заодно с Бынаты Хицауы осетины чествуют в эту ночь еще и чертей, Хайраджыты Ахсав. Ведь помимо хранителя очага в доме обитают еще и они, и также, если не больше, нуждаются во внимании и уважении.
Главное "действующее лицо" на праздничном столе — мясо жертвенного животного. В старину умерщвляли преимущественно козлов, как "чертовых любимцев", но сегодня допускаются и блюда из черной курицы. Птицу покупают живой, режут, ощипывают, сливают кровь в специальный сосуд. Затем отваривают, разделывают крупными кусками, по возможности стараясь не повредить кости, и подают к столу.
Еще одно обязательное угощение — три праздничных осетинских пирога, или один, но очень большой и с секретом: в начинку хозяйки "прячут" монетку, лоскуток, колечко и щепку. Кому при дележе достанется монетка – разбогатеет, щепка – обзаведется новым домом, колечко — новой семьей, лоскуток – удачей в делах. Заблаговременно варятся специальные ритуальные напитки – осетинское пиво и арака.
В полночь все члены семьи на некоторое время покидают дом. Прежде чем ступить за порог, старший обращается с просьбами о милости и к хранительнице очага, и к чертям, тщательно следя за тем, чтобы ни словом, ни полусловом не упомянуть всуе имени Бога или святых, иначе всему семейству несдобровать от козней рассерженных демонических сил.
Вернувшись к столу, первым делом осматривают яства: жертвенная пища должна быть нетронута, в противном случае в грядущем году кто-нибудь из домочадцев непременно умрет. Только удостоверившись в сохранности блюд и напитков, семья, наконец, усаживается за стол. Все пригодное в пищу съедается, а оставшиеся куриные кости, пух, перья и кровь тщательно собирают и закапывают в землю или топят в реке.
— То, что мы вам сегодня приготовили, да будет вам угодно, а более ни на что не претендуйте. Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами, — приговаривает хозяин дома, тонко намекая нечистым силам, что после сытного ужина, пора и честь знать.
Тэги