Ситуация вокруг создания новой структуры, отвечающей в стране за национальную политику, развивается стремительно и вообще демонстрирует совершенно другой темпоритм нежели в предыдущие годы, когда любые решения, связанные с межнациональной тематикой принимались крайне неторопливо, а то и вовсе замораживались. На сей раз всё иначе. 13 марта Владимир Путин поручил председателю правительства подумать о Федеральном агентстве по делам национальностей, а уже 31 марта подписал указ о его создании.
Причем оказалось, что обязанности нового ведомства намного шире, чем у обычного агентства, а по набору функций оно скорее напоминает министерство. Здесь одновременно выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики. Главными задачами Агентства названы укрепление единства российской нации, под которой подразумевается "многонациональный народ Российской Федерации", обеспечение межнационального согласия, этнокультурное развитие народов России, защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ. Радует, что в одну кучу на сей раз не стали валить ещё и миграционную проблематику.
В качестве партнеров для взаимодействия Агентству обозначены национально-культурные автономии, казачьи общества и "иные институты гражданского общества". Возможно, именно под последней обтекаемой формулировкой скрываются и межнациональные общественные организации, которые в предыдущие годы особенно властью не замечались. Зато тоже в общих чертах уже понятно, каким образом будет осуществляться это взаимодействие. Инструментарий прописан в президентском указе четко — это разработка и воплощение государственных и федеральных целевых программ.
Функции, которые после ликвидации Минрегиона России в сентябре 2014 года были разделены между Минкультуры (защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, реализация этнокультурных потребностей граждан) и Минюстом (взаимодействие с казачьими обществами), из их ведения теперь изымаются и передаются новому агентству. В указе отмечается, что правительство должно обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Агентству функций и предусмотреть сохранение кадрового потенциала.
Но вот что любопытно — в руках Федерального агентства по делам национальностей будут сосредоточены ещё и контроль за реализацией государственной национальной политики, а также госмониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. А ещё оно будет отвечать за профилактику любых форм дискриминации - расовой, национальной, религиозной и даже языковой! При такой широте функций не удивительно, что и подчиняться новая структура исполнительной власти будет не какому-то из министерств, а напрямую правительству России. Из 26 существующих на сегодня в нашей стране федеральных агентств таковых единицы. Например, Роскомос. Что, наверное, можно рассматривать, как косвенное признание важности межнациональной темы для сохранения и безопасности страны.
Тэги