Возвращение души

Возвращение души

Погребальные обряды юкагиров

 
 
 
 
10 марта 2015 2

Один из самых древних, а ныне весьма немногочисленный народ – юкагиры – всегда относились к смерти как к переходу в другой мир, откуда душа человека обязательно возвращалась в новорожденном ребенке.

Когда рождается новый член семьи, родственники по особым приметам узнают, чья из душ умерших предков вернулась и очень этому радуются. Для юкагиров нет ничего удивительного, когда ребенок невзначай начинает расспрашивать о близких, которые живут в отдаленной местности, и называет имена людей, которых никогда не видел.

Но чтобы душа возродилась, необходимо было "правильно" проводить умершего в последний путь. Одно из занятий юкагиров – рыболовство, поэтому  гроб для мужчины нередко делался из его личного челнока-ветки: лодку распиливали поперек и доски соединяли деревянными гвоздями. Также покойному оставляли его вещи, чтобы и в ином мире он ни в чем не нуждался. Но предметы надо было обязательно испортить, ведь в загробном мире все наоборот – пригодно только то, что не подходит в этом.

Пока покойного не похоронили, он лежал в своем доме на спальном месте, ногами к выходу, под пологом, и в этот период ему дошивали погребальную одежду. Когда же семья садилась есть, ушедшего в мир иной родственника тоже не забывали и "кормили" его, бросая кусочки еды в очаг. При выносе тела из дома, перед помещением ставили три скрещенных столба, чтобы он не мог "вернуться". В гроб клали предметы, необходимые в пути и дальнейшей жизни – трубку, кисет с табаком, небольшой запас чайной заварки, женщинам – мешочек со швейными принадлежностями, мужчинам – лук, деревянные модели трех стрел, ножа и топора.

Далее юкагиры запрягали оленя, клали гроб на нарты, а животное убивали специальным ножом в сердце, причем так, чтобы олень еще долго бился в конвульсиях. Считалось, что чем дольше он умирает, тем быстрее "везет" покойного. Если же бедное животное недолго мучилось, это было плохим знаком, которое указывало, что у покойного при переходе в мир иной встречаются препятствия. Потом проходило само захоронение. У оленя вырубали лобовую кость с рогами и вешали над могилой, рядом с иконой и крестом. Мясо оленя съедали, а шкуру и кости, так же как и одежду покойного, сжигали.

Было бы большим преувеличением считать, что именно так все до сих пор и происходит у современных россиян-юкагиров. Однако некоторые элементы обрядов сохранились до сих пор.  


Студентка школы межэтнической журналистики (Москва)

Материалы по теме:
3315