Своими корнями масленица уходит во времена язычества, когда обрядами, проводимыми на праздник, наши предки пытались привлечь солнышко, уговорит его умаслить (отсюда и название масленица) поскорее прогреть землю после долгой, холодной зимы. С этой целью совершалось множество круговых действий: несколько раз обходили или объезжали село, носили по улицам разукрашенное колесо телеги, водили хороводы, двигаясь непременно по часовой стрелке, т.е. по солнцу, и, конечно, пекли блины.
Узкая и широкая
Впрочем, у сибиряков существует своя легенда: Масленица – дочка Мороза. Пряталась она за высокими сугробами, но однажды кто-то ее все-таки заметил и позвал к людям. Масленица пришла, однако оказалась не хрупкой девушкой, а дородной, красивой бабой, с румянцем во всю щеку, хитрыми, коварными глазами и громким, раскатистым смехом. Закружила она нас в веселой пляске, разогрела кровь в жилах, растормошила, развеселила.
Еще одно древнее название масленицы – Колодий. В некоторых русских деревнях накануне изготавливали специальную колоду, которой суждено было за неделю прожить целую жизнь. В понедельник она рождалась, во вторник – крестилась, в среду - выходила замуж. В четверг – умирала. В пятницу ее хоронили, в субботу оплакивали, а в воскресенье – носили по селу и привязывали к ногам холостых парней и незамужних девушек, те откупались от обузы конфетами, лентами, бусами или выпивкой.
Традиционно масленичная или сыропустная неделя празднуется перед Великим постом. И каждый ее день имеет свое название. С понедельника по среду – масленица еще узкая, дозволяется заниматься хозяйственными делами, гуляют и развлекаются в основном дети. А вот с четверга начинается широкая масленица, тут уж все заботы по боку и разгул идет по полной программе.
Понедельник – встреча
Из соломы делается чучело и обряжается в яркую, женскую одежду. И чучело наши предки делали отнюдь не масленицы. А зимы – Морены или Морёны, провозили его по всему городу или деревне, а затем водружали на самую высокую гору. И начинались катания: в огромных, на 8-10 человек санках, на маленьких салазках, на деревянных чурбачках, на перевернутых скамейках, даже на больших ледышка, специально вырубленных на реке. Девушки катались на прялках, чтобы преуспеть в рукоделии. Проехать старались как можно дальше, чтобы лен и конопля по весне зародились долгими, т.е. высокими. С той же целью танцуя в хороводах, пытались подпрыгнуть повыше.
Вторник – заигрыш
Приезжали бродячие артисты и цирки, устраивались представления в балаганах или прямо на улице. Вместе с традиционным русским Петрушкой обязательно выступал масляничный дед, по улицам ходили ряженные.
Среда –лакомка.
В этот день у тещи гостил зять, она его потчевала и ублажала. А супруг вполне мог жену опозорить, например, накрошить блинов в воду, насыпать туда соли-сахару, даже золы и дать отведать теще, намекая, что дочь ее не умеет готовить, и вот такую еду ему,бедняге, приходится употреблять ежедневно.
Четверг разгуляй или перелом
Начинались самые веселые масляничные проказы. Повсеместно устраивались кулачные бои и штурмы снежного городка. Бились и по одному, по двое-трое, и стенка на стенку. На Украине и в Белоруссии масляничный четверг до сих пор называют Власием или Волосием, гуляют его как можно шумнее, чтобы скот в хозяйстве не переводился.
В Белгородской области возили по селу соломенного коня, изготавливали его специальные мастера из сухой гречихи, обливали на ночь водой, чтобы хорошенько замерз. А с утра предлагали всем желающим прокатиться на лошадке верхом, чтобы обеспечить себе будущий хороший урожай. Услуга, естественно, осуществлялась недаром, а за угощение или небольшие подарки. В Воронежской области в санях возили живую козу, наряженную в платочек. Рядом с животным устанавливали стол с выпивкой, полагалось поцеловать козу, выпить за ее здоровье и заплатить монетку, тогда скотина весь год будет здоровой и сильной.
На Ставрополье молодые парни подпирали соседям ворота бревном, засыпали окна и двери снегом, на крышу сарая затаскивали телегу и оттуда, обрядившись в вывернутые шубы, громкими криками пугали прохожих.
А в Ростовской области ряженые ходили по домам, с бубнами, балалайками и песнями, наподобие рождественских колядок. Развлекали хозяев и собирали угощение.
Удмурты устраивали гондюртон, медвежьи пляски, чтобы разбудить косолапого, заставить его выйти из берлоги и привлечь весну. А чуваши в этот день первого гостя сажали на расшитую пуховую подушку. Причем сидеть он должен был смирно, не ерзать и не вертеться, чтобы гуси в хозяйстве хорошо неслись. Если визитер спокойно высиживал положенное время, то в подарок получал ту самую подушку.
Пятница – тещины вечорки
Родня мужа приглашала в гости родню жены, теперь уже зять угощал тещу. А та, накануне вечером присылала ему всю необходимую утварь для блинопечения: сковороду, половник, кадушку и т.д. Свекор же приносил мешок муки и крынку масла. Неуважение зятя к этому дню считалось большим грехом, оскорблением на всю жизнь и могло породить глубокую вражду между семьями.
Суббота – золовкины посиделки
Невестка приглашала в гости сестру мужа, ее и своих подружек. Кстати, существует такая версия, что слово невестка произошло от "невесть", неизвестно откуда появившаяся в семье девушка. А золовка – от слова "зло", поскольку достаточно часто сестра супруга находила в его половинке массу недостатков.
В золовкины посиделки устраивались гадания: брали три сапога, в один насыпали сахар, в другой - соль, в третий - клали колечко. Какой спаг выберет девица, то ее и ждет. Сахар предвещал безбедную, сладкую жизнь, соль – слезы и огорчения, колечко – скорую свадьбу. Негласно считалась масленица и бабьей неделей, поскольку повсеместно принято было засылать сватов, а в случае удачного сговора, уже на Красную горку играть свадьбу.
Прощенное воскресенье
И вот, наконец, наступала кульминация праздника. Чучело зимы вновь провозили через всю деревню, вывозили за околицу и там либо сжигали, либо топили в проруби. Иногда вместо куклы сажали в сани нарядно одетую девушку или женщину, либо пьяницу-старичка в лохмотьях, а за селом вываливали их из саней и купали в снегу. Но костер жгли все равно, бросали туда старые, ненужные вещи: лапти, веники, колеса, избавляясь, таким образом, от прошлых невзгод и печалей. В Поволжье в огонь летели специально изготовленные к этому дню маленькие масленичные куколки, также символизирующие вчерашние неудачи.
Позже, когда прощенное воскресенье обрело еще и религиозный смысл и стало последним днем мясопустной недели, многие народы начали бросать в костер остатки блинов, лить масло и молоко, избавляя пространство вокруг себя даже от запаха скоромной пищи. Действие сопровождали присказкой: "молоко сгорело, в Ростов улетело". А на Нижегородчине посреди села ставили высокий шест, на него залезал мужик с веником, и, делая вид, что кого-то хлещет, приговаривал: "Не проси молока, блинов, яичницы".
В Архангельской области устраивали шуточные похороны Морены. Клали ее чучело в люльку, корыто или деревянный ящик, и чтобы вынести за село, снаряжали целую похоронную процессию, во главе с девушкой, исполнявшей роль попа, а для того обряженной в ситцевый мешок (рясу) и подвязанной бородой из мочала. Рядом шли "дьяк" с "дьячком" и непременно – плакальщицы.
Масляная неделя только начинается. Каждый сам выбирает, какой традиционный обряд как соблюсти. Главное, проведите эти дни весело и сытно!
Тэги