В каждой семье бытуют романтические истории, о том, как дедушка впервые увидел бабушку или папа покорил маму текстом трогательной открытки. А еще из поколения в поколение передаются рассказы, о том, как в трудное время члена их семьи кто-то поддержал, часто в ущерб себе. Героями таких рассказов оказываются друг, сосед, или вовсе посторонний человек, к тому же самых разных национальностей.
История первая - печально-романтическая
Рассказал ее ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Григорий Романов:
"Полк наш был поистине интернациональным. Наряду с русскими, служили в нем и буряты, и молдаване, и украинцы, и татары. Встречались и выходцы с Кавказа. Особенно помню дагестанку Алию, фамилия, к сожалению, из памяти стерлась. Удивительно красивая была девушка, гибкая, стройная, темноглазая, всегда улыбающаяся. Признаюсь честно, многие офицеры, в том числе и я, были к ней неравнодушны. Но, как тогда нам казалось, она выделяла командира полка, майора Петра Николаевича Галкина, поскольку всюду и всегда старалась находиться рядом с ним. А один раз даже спасла ему жизнь. В Польше немецкий фугас попал в его машину, бойцы бросились врассыпную от обстрела, лишь Алия, которой взрывом оторвало кисть руки, осталась рядом с майором, и, несмотря на ранение, не потеряла присутствие духа. Вытащила контуженного командира из машины, не стесняясь крепких слов из чисто мужского лексикона, собрала растерявшихся бойцов и организовала доставку раненных в санчасть. Спустя 35 лет, на встрече ветеранов дивизии я неожиданно узнал Алию. Пригласил ее на танец и спросил, правда ли она любила Галкина? Женщина улыбнулась и ответила: "Нет, я любила капитана из соседнего батальона, только погиб он очень рано. А майора уважала, как хорошего командира и отличного человека".
За всю службу на фронте не помню ни одного конфликта на межнациональной почве. Да и сейчас на наши редкие, к сожалению, встречи приезжают друзья из самых разных бывших республик. Всегда веселый, неунывающий, имеющий в запасе острое слово на любой жизненный случай Полный Кавалер ордена Славы Иван Коваленко, всегда спокойный, уравновешенный, серьезный и тоже Полный Кавалер ордена Славы грузин Ладо Анадиани, Кавалер ордена Красной Звезды, самый отважный разведчик нашего полка, башкир Алексей Асадуллин, всех и не перечислишь. Но я уверен, никакие конфликты и разборки на государственном уровне никогда не помешают нашей дружбе".
История вторая: военно-патриотическая
Массовое уничтожение евреев фашистами во время Великой Отечественной войны – факт страшный и печально известный. В самой Германии, евреев, женатых на немках, начали арестовывать в конце 1942- начале 1943 годов. Однако их жены и родственники устроили сидячую забастовку в самом центре Берлина, на площади Роз. Не покидали своих мест ни в дождь, ни в холод, не отступали и добились того, что большинство мужчин вернули в семьи из концлагерей! Случай поистине беспрецедентный.
"Знаю об одной паре, - рассказал "НацАкценту" Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса, - которая на момент описываемых событий находилась на грани развода. Но именно жена-немка настояла на том, чтобы повременить с расставанием и вместе с другими фрау тоже участвовала в демонстрации. Супруги оставались вместе до 1945г. и мирно разъехались уже после войны, когда мужу-еврею больше ничего не угрожало".
История третья: глубоко семейная
Предки москвички Тамуны Барашвили в 30-е годы прошлого века жили в Одессе. Бабушка грузинка была замужем за дедушкой – евреем, вместе они растили троих детей. Дедушку арестовали, вменив в вину некую анархистскую статью, опубликованную несколько лет назад в каком-то, на тот момент уже не существовавшем журнале. Самое удивительно, что и сочинил-то ее не дед Тамуны, а его двоюродный брат, носивший ту же фамилию. Однако прекрасно понимая, что его все равно не отпустят, да еще кузена схватят, дед взял вину на себя и отправился на лесоповал. Бабушку, как жену врага народа, уволили с работы, и фактически оставили вместе с детьми без средств к существованию. На помощь пришла старушка-татарка, соседка с верхнего этажа, которая посоветовала: "Надо вам пойти на курсы кройки и шитья, станете портнихой, будет у вас неплохой заработок. А денег на машинку и обучение я вам дам, скопила себе на похороны, но вроде помирать завтра не собираюсь". Соседка оплатила обучение, бабушка стала портнихой, семья смогла выжить. В 1953 после смерти Сталина дед вернулся. И еще почти 10 лет прожил с женой дружно и счастливо.
Но вот интересный нюанс, в доме жил очень высокий военный чин, генерал, за которым каждое утро приезжал служебный автомобиль. Национальность его в семейном предании Тамуны не зафиксирована, однако внешние признаки передаются весьма четко: очень смуглый, черноволосый и скуластый. Жильцы его побаивались, ходили слухи, что и характер у генерала крут, и власть в руках большая. Но когда деда арестовали, генерал начал с бабушкой здороваться и вежливо расспрашивать о делах. Более того, встречаясь во дворе с ее детьми, неизменно останавливался, осведомлялся, как здоровье матушки и на старинный манер всегда просил ей кланяться. Однако когда дед вернулся из ссылки, вежливый генерал вдруг перестал замечать членов семьи. И тогда бабушка набралась смелости и спросила у него: "Почему вы перестали со мной здороваться?", генерал улыбнулся и ответил: "Но ведь у вас теперь все хорошо!" Оказалось, что он просто старался, как мог, поддержать соседку в трудную минуту, хотя бы добрым словом. В московской семье эту историю подробно рассказывают уже нескольким поколениям.
Кажется, истории эти несоразмерны с точки зрения пафоса совершенных поступков, однако объединяет их то, что все они о настоящих людях, способных интересы другого человека, не размышляя, поставить выше собственных. Верность, солидарность, дружба и взаимопомощь - для героев этих случаев это не просто слова, а руководство к действию. Возможно, эти порой жуткие, но искренние истории потому так завораживают, что они про настоящую любовь?