Павлопосадские платки, узоры хохломы и гжели, меховые шапки и кокошники — все эти атрибуты, типичные для русского костюма, вновь на пике популярности. Из музеев и учебников по искусствоведению славянские мотивы перекочевали на подиумы и обложки глянцевых журналов. Все чаще современные модельеры используют в своих коллекциях детали традиционных русских костюмов. И речь идет не только о дизайнерах-россиянах. Даже такие известные на весь мир гении моды, как Карл Лагерфельд, Kenzo, Dolce & Gabbana, Valentino, неоднократно получали положительные отклики модных критиков и бурные овации со стороны поклонников своего творчества, когда использовали в коллекциях мотивы русской народной одежды.
Но по-настоящему раскрыть загадку русской души под силу только тем, кто вырос в русской культуре и является её носителем. Именно поэтому работы модельеров из-за рубежа не сравнятся с творчеством их российских коллег. Практически в каждом регионе есть талантливые модельеры, которые находят свое вдохновение в костюмах народов своей малой Родины.
Первым, чье имя приходит на ум, является маэстро моды, кутюрье Вячеслав Зайцев. В его коллекциях мы часто находим отсылки к традиционной русской культуре — платья, юбки, жакеты, расписанные под хохлому, обилие традиционных цветов на всех предметах одежды, аксессуары из натурального меха, разнообразные бусы, яркая цветовая палитра — все это позволяет жительнице мегаполиса превратиться в боярыню конца 18 века.
Ещё один дизайнер снискавший популярность, отразив в своем творчестве русские мотивы, — Денис Симачёв. В основном он использует народную стилистику в спортивных костюмах, расписанных под "хохлому", которые стали его фирменным стилем.
Не только столичные модельеры применяют в своих творениях элементы традиционных костюмов. Любовью к народным мотивам прославилась удмуртский дизайнер Полина Кубиста. Девушка покорила такие модные столицы как Лондон и Санкт-Петербург. Особенно популярны её воротнички, копирующие удмуртские мониста, а также футболки, украшенные национальными узорами.
Для молодых, но ещё неизвестных дизайнеров, создающих одежду в этническом стиле, в России проходят конкурсы, на которых они смогут заявить о себе. Самый масштабный из них носит название "Этно-Эрато". Его основная идея — показать культурное разнообразие народов России. Ежегодно в нем принимают участие дизайнеры со всей страны. Каждый из представляемых модельерами образов — своего рода послание, раскрывающее культуру одного из регионов России.
Не стоит думать, что в этом конкурсе свои коллекции представляют лишь новички. Так, постоянной участницей "Этно-Эрато" является один из самых известных казахских модельеров Балнур Асанова. Посредством насыщенных национальным колоритом коллекций дизайнер стремится рассказать миру историю культуры Казахстана - своей любимой родины.
Также в конкурсе принимала участие и неоднократно выигрывала его адыгский дизайнер Сусанна Макерова. Ее самые известные коллекции — "Черкешенка" и "Ашэмез" — воссоздают народные костюмы. Создавая их, модельер черпала вдохновение в культуре, музыке, истории своего народа. Старания Сусанны Макеровой были отмечены во Франции, где в 2012 году её избранные коллекции представлены на экспозиции в честь 90-летия Пьера Кардена.
Еще один фестиваль этнической моды коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока "Полярный стиль" также проходит уже несколько лет подряд. В этом конкурсе дизайнеры из разных субъектов РФ представляют модели, с элементами традиционной одежды северных и дальневосточных коренных малочисленных народов. Самой значимой в конкурсе является награда "За сохранение национальных традиций в одежде".
На модных подиумах много нарядов, которыми можно лишь любоваться, как произведениями искусства. А как же обстоят дела в обычной жизни? Носят ли современные модницы вещи, в которых прослеживаются национальные традиции? Ответ будет положительным. Стоит заглянуть в любой блог или же пройтись по самым модным тусовкам крупных городов, везде мы встретим местных икон стиля, которые ярко выделяются из толпы, добавив несколько элементов в духе национального колорита.
Какие же детали гардероба перекочевали из бабушкиных сундуков на страницы fashion-блогов? Чаще всего это павлопосадские платки и шали, которые модницы небрежно накидывают поверх пальто или же аккуратно провязывают в качестве головных уборов, спасаясь от суровых зим. Если говорить о зимней моде, на ум сразу приходит еще один атрибут стиля a la russe — валенки. Дизайнеры, умело поколдовавшие над этой казалось бы ушедшей в небытие обувью, превратили ее в must-have каждой модницы. Какими только они не бывают сейчас! Расшитые бисером, расписанные национальными узорами, украшенные вышивками.
Но чаще всего национальные мотивы в современной моде угадываются на принтах абсолютно простых вещей: платья с росписью под гжель, рюкзак под хохлому, балетки с традиционными узорами, и, конечно же, футболки, на которых может быть изображено все что угодно — от матрешек до боярынь в кокошниках. Все эти мелочи превращают привычную одежду в неординарную, ту, которая выделяет ее обладателя из толпы.
Не стоит забывать и традиции свадебных костюмов. В древности у каждого народа существовали свои особые обряды, посвященные этой поистине священной церемонии. Ее неотъемлемой частью были и особые костюмы. Не смотря на то, что сейчас свадебные наряды все чаще становятся стандартными, некоторые народы еще хранят традиции предков. Черкесы сохранили самобытный свадебный женский наряд. Казахи также почитают традиционные свадебные костюмы предков. Сегодня, как и далёком прошлом, невесты-казашки замуж выходят исключительно в традиционном головном уборе — саукеле, который заменяет им привычную для нас фату.
Всё больше людей используют в своей одежде детали традиционной культуры. Эта тенденция говорит о том, что на уровне подсознания мы все-таки стремимся сохранить собственную этническую культуру и продемонстрировать свою принадлежность к ней. А значит, детали и аксессуары народных костюмов еще много лет не покинут обложки модных журналов.
Тэги