Тени прошлого эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Тени прошлого

В мае 2014 года некие общественные деятели Северного Кавказа и Израиля обратились к председателю Верховной Рады, тогда еще и.о. президента Украины Александру Турчинову с просьбой признать геноцидом действия 200-летней давности, предпринятые правительством Российской империи в отношении черкесского народа. Застрельщиком от имени черкесского международного национально-культурного центра Fitingha, который находится на территории Израиля, выступил президент Института восточного партнерства Авраам Шмулевич (уроженец Мурманска Никита Сергеевич Демин). Документ подписали 32 человека: 20 граждан Турции, 3 –  США, 3 – РФ, 2 – Израиля, подданный Иордании и еще по одному человеку с гражданством Германии и Бразилии

Вообще-то обращения с просьбой признать "черкесский геноцид" направляют правительству Российской Федерации с 90-х годов. Любопытно, что они всегда совпадают с моментами, когда Россия активно выступает на международной политической арене. Например, предпоследняя попытка была предпринята минувшей зимой – аккурат  перед началом зимней Олимпиады в Сочи.   

Подписанты апеллируют к событиям Кавказской войны 1817 года, в результате которой часть черкесов покинула территорию своего проживания и переселилась в Османскую империю. "Черкесский народ является единственным народом на Кавказе, для которого суровая война не кончилась. Последствия кавказской войны, которые для некоторых народов остались в прошлом, для черкесов являются актуальным настоящим", — считает Авраам Шмулевич.  

Сегодня черкесские общины помимо России существуют в Турции, Сирии, Иордании, Ираке, США, странах Евросоюза и Австралии. Под черкесами подразумеваются адыгский и абазино-абхазский народы.  

По мнению Авраама Шмулевича, лидеры общественных организаций предъявляют справедливые требования: обеспечение черкесам свободы репатриации в Россию, поддержка этого процесса на политическом и экономическом уровнях, упрощение получения виз, организация специальных авиарейсов, которые доставляли бы черкесов на историческую родину, введение для черкесов двойного гражданства, организация курсов по изучению черкесского и русского языков. Все затраты предполагаются за счет российского бюджета. Президент Института восточного партнерства считает, что эти претензии не противоречат российскому закону: "Россия является национальным государством и историческим домом всех субъектов, которые входят в ее состав. Россия должна отстаивать за рубежом интересы в том числе черкесского народа, особенно когда черкесы подвергаются истреблению, но этого не происходит".  

На обращении к правительству Украины Авраам Шмулевич останавливаться не намерен. В интервью "НацАкценту" он заявил о намерении поставить вопрос признания геноцида перед ОБСЕ, Европейским парламентом, ООН и сенатом США. Следующей страной, которая признает геноцид черкесов, по его мнению, может стать Турция. 

Причины обращения представителей черкесского народа именно к властям Украины инициатор объяснил прагматично: "Сейчас внимание всего мира приковано к Украине, поэтому обращение именно в данный момент к этой стране будет услышано абсолютно всеми во всех странах и на всех континентах. Кроме того, серьезные отношения между Украиной и черкесским народом насчитывают столетия: черкесы сыграли большую роль в становлении украинского казачества. Сейчас такой политический момент, что общественность и парламент Украины готовы воспринять этот вопрос. Есть очень хорошие шансы, что это прошение будет принято украинским парламентом". 

Черкесский активист из Турции, ныне гражданин России, Ачмиз Хилми, свою поддержку прошения прокомментировал так: "Я, как и все черкесы мира уверен в том, что геноцид черкесов должен быть признан Кремлем, Россией, Думой, в общем, той страной, в которой мы живем. (...) Но власть уже много лет не признает это.

Ответ власти нелепый: никакого интересующего нас исторического факта не было. (Опираясь на закон о репрессированных народах Комитет Госдумы по делам национальностей ответил, что в списке ХХ в. из 16 репрессированных народов и 45 частично репрессированных черкесы (адыги) не фигурируют)

Это было трагически смешно. Если власть нас не слышит при обращении официальным путем, нам остается обратиться к ней другим демократическим путем, через кого-то, и потому мы обращаемся к Украине". 

Однако отнюдь не все черкесы придерживаются такой точки зрения. Председатель Адыге Хасэ (Майкоп) Заурбий Чундышко говорит: "В момент, когда Россия сопереживает Украине, говорить о признании геноцида стране, которая сама не выполняет международные обязательства и все договоренности, мне кажется, это просто кощунственно. Это пренебрежение к руководству Российской Федерации, к правительству и парламенту. Нам надо требовать признания геноцида от России, а не от Украины. Добиваться этого во всяком случае. На фоне происходящих сегодня боевых действий я считаю, это обращение желанием спровоцировать нас. А мы провокаций не хотим".  

Но для чего черкесскому народу, спустя 200 лет вдруг так остро требуется признание геноцида? По словам Ачмиза Хилми, черкесы не ждут от признания никаких выгод. "У них одна выгода – Россия слышит и признает геноцид. Дело не в признании Украиной, а в признании Россией. Поэтому до момента признания Россией черкесский мир будет много общаться с другими странами. Если Россия признает черкесский геноцид, а весь остальной мир не признает это, то это нам не совсем важно", — заметил он. 

Однако "никаких выгод" – сильно сказано, потому что далее в разговоре с Авраамом Шмулевичем выясняется: активисты ожидают от бюджета России финансирования и полного социального пакета для черкесов. При этом подписанты говорят, что Россия только выиграет от признания геноцида. И вот какие плюсы для Российской Федерации называет инициатор обращения: "это принесет стабильность на Кавказ, будет ликвидирован один из крупных очагов потенциальной нестабильности, улучшатся отношения с черкесами всего мира и с Турцией... Хорошие отношения с такой влиятельной диаспорой, мне кажется, были бы, в первую очередь, в интересах самой России".  

Получается, что в ответ на вливание конкретных бюджетных средств Россия получит нечто весьма эфемерное. Многие наблюдатели считают указанные выгоды несопоставимыми с затратами. Особенно сейчас, на фоне мощных мигрантских потоков со стороны Средней Азии, когда Россия и так ощущает серьезный внутренний дискомфорт от иноязычного населения. Более того, черкесы никем, кроме соплеменников, оставшихся на исторических землях на Кавказе, не воспринимаются как соотечественники. Да и был ли геноцид - для подавляющего большинства россиян это большой вопрос. 

У российского научного сообщества свой взгляд на эту проблему. Академик Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН ранее заявлял: "Массовая эмиграция, высокий уровень смертности во время переселения в российских и турецких пересыльных лагерях – это, несомненно, огромная трагедия в истории адыгского народа. Однако царское правительство вовсе не ставило целью истребить адыгов (черкесов). Главной задачей его политики на Кавказе было обезопасить Черноморское побережье, утвердиться на новых границах империи. Хорошо известно, что множество представителей адыгских народов (особенно кабардинцев) приняли сторону России, получали образование, становились офицерами и чиновниками". Тишков отдельно подчеркивает: "Действия российской стороны, повлекшие за собой мухаджирство, ни в коей мере не могут расцениваться как геноцид в строго юридическом понимании, (...) поскольку целью указанных акций было не истребление населения, а приведение его к покорности путем организации полупринудительных переселений. У российских властей не было и не могло быть намерения истребить кавказские народы".  

На сегодняшний день на прошение израильского активиста Шмулевича на Украине отреагировал только одиозный депутат Верховной Рады Олег Ляшко. Депутат-радикал собирается зарегистрировать законопроект о признании геноцида черкесского народа в Российской империи. На своей странице в соцсети Facebook он написал, что "братья-черкесы" высоко ценят связь с украинским народом, и поэтому украинский парламент должен "признать геноцид черкесов русскими оккупантами". Комментировать ситуацию Ляшко отказался, несмотря на обращение корреспондента "НацАкцента" к депутату на чистом украинском языке. 

Можно предположить, что позицию известного неоднозначными выходками радикального депутата поддержат и другие члены Верховной Рады. Для убеждения коллег-депутатов Ляшко, скорее всего, будет использовать генетические изыскания Шмулевича: "С точки зрения биологии, черкесы по антропологическому типу ближе всего к украинцам. То есть, это близкие народы". 

В системе координат, которую взяли на вооружение подписанты обращения, почему-то не учитывается исторический фактор. Во-первых, обвинения выдвигаются стране, которая уже дважды сменила не только название, но и государственный строй, а также экономическую систему. Во-вторых, современные юридические нормы и понятия черкесские активисты пытаются применить к событиям XIX века. 

Да и в целом заявлять о геноциде сложно, ведь речь, на самом деле, должна идти о "мухаджирстве" – массовом исходе коренного населения с Кавказа. Это было вынужденное переселение, вызванное не только действиями российских властей. Решение о миграции в Османскую империю чаще всего принимала сама адыгская знать, которая боялась потерять свое влияние на зависимые сословия и крепостных. Переселение черкесского народа после Кавказской войны было частью русско-турецкого противостояния. Поэтому политизировать черкесскую тему и рассматривать её однобоко, только как злой умысел России XIX века неверно прежде всего с точки зрения исторической правды.  

Тэги
Поделитесь статьей