Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике. Бездетную семью здесь сравнивают с деревом без веток и плодов. Поэтому рождение ребенка, а особенно мальчика, накладывает на родителей серьезную ответственность, нести которую считается главным делом всей жизни.
В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, — это уважение к старшим. Имя отца — это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.
Каждый из детей — это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов — отца и матери. В конце концов, человек, воспитывая и тратясь на образование детей, вкладывает в них и силы, и финансы для того, чтобы обеспечить свою старость, оставаясь уважаемым в обществе и при жизни, и после смерти. Пожилые люди часто говорят, что нет ничего приятнее на старости лет, чем слышать от посторонних людей о заслугах их детей и о том, какими они уважаемыми стали. Руслан Мусаев, 43 года, отец семерых детей.
Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций — многодетность. Если спросить 30-летнего чеченца, у которого нет постоянной работы и стабильного дохода, почему он заводит так много детей, это все равно что усомниться в том, нужны ли ему его братья и сестры. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. И неважно, третий это ребенок или пятый. Семья, в которой семь братьев, — это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.
— Главный воспитатель детей в чеченской семье — это мать. Если в идеальной чеченской семье мальчик учится на примере отца, увлеченный его авторитетом, то мама — это практически первый учитель. Женщина может обратиться к мужу за помощью только в крайних случаях, когда ребенок отбивается от рук. "Я все отцу расскажу, когда он вернется", — такие заявления действуют на детей как шоковая терапия. Даже если отец никогда и не поднимал руку на детей. Сулейман Демалханов, историк, преподаватель ЧГУ.
Семья Рамзана Кадырова — показательный пример, здесь на практике можно увидеть все особенности традиций местного воспитания.
Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И эти традиции у нас будут продолжаться. Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики.
На самом деле, согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общались отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.
Отец для меня всегда был самым главным после Всевышнего. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан — хороший мальчик. Он меня учил делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Но я, например, никогда не показал ему, что я больше, чем он спал. Я всегда раньше вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. У нас еще такое правило есть — не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно. С мамой у нас отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Она как переводчик. Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики.
Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни. Вместе с тем слово бабушки всегда обладало большим авторитетом для мальчика, особенно подростка.
Бабушки играют колоссальную роль в воспитании детей в Чечне. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что знает гораздо больше, чем любой другой. Самые мудрые у нас бабушки и дедушки. И дед мой — очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей. Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики.
— Особое значение в воспитании чеченских детей играют дедушки и бабушки. У писателя Мусы Бексултанова есть рассказ, где старик берет с собой на охоту внука. Это для мальчика было долгожданным походом. Дед разрешил ему взять винтовку и выстрелить в животное. В последний момент, когда дичь была на мушке, мальчик не выстрелил, и вспугнутая косуля убежала. Мальчику стало стыдно за свою слабость, и он заплакал. Дед, наоборот, похвалил его за человечность. "Молодец, из тебя вырастет хороший человек!" — сказал старик.
При всей своей брутальности чеченцы всегда ценили человечность и милосердие, приучали к нему детей. На мальчика из рассказа такая реакция деда на, казалось бы, слабость, которую он проявил, на самом деле в будущем подействует очень сильно. Он поймет, что сильный человек не обидит слабого. Для детей в таком возрасте это большой перелом. Хамзат Дудуев, детский психолог.
К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: "Хотим, чтобы они выросли людьми". А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.
Чеченские историки ссылаются на психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Говорят, что если чеченец страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица, лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.
Воспитание детей начиналось с довольно раннего возраста. Это не значит, что их заставляли выполнять какую-то трудоемкую работу. Наоборот, до определенного возраста детям запрещалось поднимать тяжести. Чеченцы никогда не бьют своих сыновей. В наши дни этот принцип не особенно трепетно соблюдается. Порой родители бывают вынуждены пороть ремнем своих нерадивых отпрысков, как бы устраняя собственные недочеты, допущенные в процессе воспитания. Иногда подобная порка идет на пользу. Политика кнута и пряника как контрастный подход тоже себя оправдывает — в зависимости от степени понятливости подростка. В целом же воспитание подразумевает прежде всего назидание и порицание, чем телесное наказание. Сулейман Демалханов, историк, преподаватель ЧГУ.
У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.
Справка
В Чечне издавна существует традиция, когда брат может отдать своего ребенка своему брату и снохе, не имеющим детей. Обычно дети узнают правду, только став подростками, а до тех пор считают своими отцом и матерью приемных родителей. Такие дети никогда не будут обделены вниманием как приемных, так и истинных родителей. Ислам, который сейчас исповедуют чеченцы, так же как и традиционное право чеченцев — адат, строго регулирует правила усыновления детей. При этом, как утверждают представители духовенства, согласно канонам ислама, усыновление бывает двух видов: разрешенное и запрещенное. Разрешенным является тот вид усыновления, когда ребенка берут в семью с целью дать ему правильное воспитание, проявлять к нему доброту и чуткость и полностью заменить родителей.
Запрещенное — это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись те же нормы, что и к другим детям, имеющимся в новой семье. Приемному ребенку нельзя давать новую фамилию, и он не обязан считать чужих людей своими родителями. Если истинные родители усыновленного ребенка живы, то он должен о них знать.
Тэги