По данным всероссийской переписи 2010 года, в России проживает почти три тысячи кумандинцев, из них половина — в Алтайском крае.
— Наша национальность в своей истории прошла через несколько периодов. В культуре кумандинцев прослеживаются следы сомадийской культуры. Ханты и манси считают, что у нас есть общие элементы в орнаментах. У кумандинцев остались следы скифской культуры в одежде, в крое платья, который сохранился до сих пор. А наш язык принадлежит к тюркской группе языков, — рассказывает представитель кумандинской организации "Тореен Чер" ("Родина") Наталья Глухова. — Много напластований в кумандинской культуре произошло из-за того, что Алтай был своего рода перекрестком миров и культур. Через Алтай проходили большие племена, и каждый оставил след в языке, в обрядах. Поэтому этнографы не имеют единого мнения о том, какой народ был точным предком кумандинцев. Думаю, что мы вобрали в себя самое лучшее в тех племенах, которые прежде населяли Алтайскую землю.
Прослеживаются приметы разных народов, по словам Натальи, и во внешности кумандинцев.
— При типично восточном разрезе глаз и широких скулах, у нас зачастую по-европейски светлая кожа, светлые глаза и волосы. При этом в одной семье могут родиться как рыжеволосые, так и темноволосые и смуглые дети. И это считается нормальным. Это свидетельствует о том, что в наших генах заложен огромный потенциал. И только природа выбирает, какой внешностью будет обладать ребенок. Если говорить о характере, то кумандинцев отличает яркая эмоциональность. Они бывают вспыльчивы, обидчивы, но незлопамятны. Издревле у нас женщины играли значимую роль в жизни семьи, общества. Мужчины их не принижали, как принято у некоторых других народов. Так что женщины у нас своенравные и, как отмечают многие, очень красивые.
Платья кумандинские женщины носили в основном легкие из тонких тканей. Кумандинки из зажиточных и богатых семей шили себе платья из шелка (торго) и кашемира (карие). В таком случае наплечники, кокетки или пелерины делались из другой ткани, чаще из плюша. Накладка спереди на груди платья (полузанос) вышивалась несложным цветным узором. Также носили ньанмек – праздничный женский халат наподобие легкого плаща.
Устойчивый признак одежды кумандинских женщин — широкая оборка на подоле. В. В. Радлов в своих путевых заметках писал: "Женщины носят белые, голубые или красные рубашки из холста с широкой оборкой на подоле и с воротником, обшитым бисером".
Так как через Алтай проходил Великий Шелковый путь, основным украшением были бисер и ракушки. Ракушки женщины вплетали в косы. Сейчас такие украшения и костюмы носят только певцы и танцоры на праздниках.
Подготовлено по материалам проекта Аллы Набутовой "Узан".
Тэги