Обзор пасхальных игр эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Обзор пасхальных игр

Игры с пасхальными яйцами — полузабытое в России развлечение. А раньше повеселиться на Пасхальной неделе собирались всей деревней, и играли с утра до ночи, причем не столько дети, сколько взрослые. Играли чаще всего на улице или площади перед церковью, но из-за плохой погоды могли перенести игры и в избу.

Позже, когда все, что относилось к сфере религиозного, подвергалось гонению и запретам, игры с пасхальными яйцами превратились из яркого общественного развлечения в забаву в узком кругу родственников, знакомых и друзей.

В Пасхальную неделю повсеместно устраивались массовые гуляния с пением, хороводами и играми, "ярмарками невест", качелями и, конечно, азартными играми с яйцами — с битьем, катанием, поиском или угадыванием.

Начинали играть во второй день Пасхи. Обычно играли после обеда или после окончания праздничного богослужения и до самой темноты.

В течение всего праздничного периода каждый из членов семьи получал по воскресеньям одно или несколько яиц (в зависимости от достатка), которыми мог распорядиться по своему усмотрению. Парни получали крашеные яйца в подарок от девушек —  за устройство качелей. Чтобы получить густой красновато-коричневатый ("красный") цвет, в качестве красителя чаще всего использовали луковую шелуху. В Троицу и петровское заговенье яйца часто красили также в зеленый или зеленовато-желтый цвет в отваре березовых листьев.

В азартных играх участвовали в основном мужчины, хотя в некоторых регионах пасхальные игры с яйцами являлись чисто женским развлечением. В севернорусских вариантах игр основной их целью было гадание о замужестве: "Какая найдёт яйцё, да возьмет себе; дак (её) се(в)о года и замуж отдадут". В других случаях мужчины и женщины играли в разные типы игр. Как пишут ученые, детские варианты пасхальных игр можно трактовать как свидетельство угасания обычая. В детский обиход в основном перешло битье яйцами.

Игра с битьем

Было известно две разновидности этой забавы: битье парами или группой. В основном так развлекались мужчины, преимущественно неженатая молодежь. Иногда участвовали и пожилые. Для игры старались выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбилось. Для этого стучали им по зубам. Если звук был глухой и скорлупа мягкой, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе "звучало", то это значило, что скорлупа окостенела и не выдержит удара, лопнет. Выбитое яйцо доставалось победителю.

Битье в яйца группой ("в перебой") отличалось только тем, что количество игроков не ограничивалось. Чтобы определить первого ("забойщика"), перед игрой "дёргали жребий" — тянули спички. Ему доставалось самое некрепкое яйцо — "забивало".

Забойщик начинал бить, идя по солнышку. Кода его яйцо разбивалось, его сменял тот, чье яйцо оказалось крепче. Так обходился весь круг, пока не перебьют все яйца, за исключением одного — последнего. Сколько яиц выбил — все твои.

Катание с лотка

Игра в каткиНаиболее распространенной разновидностью игр с яйцами была игра "в катки". Яйца скатывали по небольшому лоточку, изготовленному из трех сбитых дощечек или из снятой коры дерева. Один конец лотка ставили на край "кона" — площадки диаметром полтора-два метра, а второй приподнимали: клали на изгородь, чурбак, табурет или специальную подставку. Смысл игры — попасть в разложенные на кону яйца соперников. Яйца моли располагать как в произвольном порядке, так и по прямой, кругом или полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. Успех в игре определялся умением правильно рассчитать траекторию движения яйца.

Предшественником катания по лотку, вероятно, можно считать забаву с катанием яиц с горки. Кроме катания яиц по лотку существовали и другие разновидности этого развлечения. Яички катали навстречу друг другу по лотку длиной в полтора-два метра, по полу или столу. Если у одного из играющих яйцо разбивалось, он должен был его отдать сопернику.

Игры с угадыванием и поиском

Подобные игры затевались, когда скапливалось большое количество битых яиц после катания или игры "в перебой". Существовало две их разновидности — с угадыванием или поиском с закрытыми глазами.

В первом случае яйца прятали под одну из шапок или в "в грудки" — кучки опилок, песка или сухой земли — на каждого игрока по две. Нужно было угадать, где именно находится яйцо.

Во втором варианте ("в защурю"; "слепаком ходить"; "в тёмную") один из игроков клал свое яйцо на луг, а другой с расстояния шел к нему с завязанными или закрытыми шапкой глазами. Подойдя, как ему казалось, на нужное число шагов, он открывал глаза и пытался достать яйцо. Ложиться на землю при этом запрещалось. Если это ему удавалось, он забирал яйцо себе, если же нет, то отдавал свое.

Удачи попытать

Выигрыш в пасхальных играх расценивался прежде всего как получение "доли", удачи, здоровья и богатства в течение всего года, так как на кону стояли предметы, имевшие высокую сакральную ценность. Поэтому победить старались изо всех сил.

Чтобы обеспечить удачу в игре, заядлые игроки нередко использовали различные магические приемы и средства. В некоторых регионах в Великий четверг "девицы до солнца воруют у своих соседей под окнами щепочки, чтобы во время катанья яйцами выигрывать их". В других местах был распространен обычай носить с собой какое-либо насекомое. Например, брали осу, а то и навозного или майского жука. Потенциальные игроки могли устраивать настоящую охоту за этой ценной добычей: "Весной, когда жуки майские полетят, даже мужики пожилые майского жука гоняли: бегали за ними с прутьями. Иногда и друг друга шчолкали по спине" (д. Данилово). Иногда считали, что достаточно потереть яйцо крылышком бабочки.

Случалось и жульничество — с поддельными яйцами. Подделки изготовляли, залив пустое яйцо древесной смолой, или вытачивая деревянное яйцо. Если обман раскрывался, то провинившемуся приходилось туго: "Оплеух надают старики заядлые". В реальности подделки встречались сравнительно редко и единодушно осуждались.

Светлый день

Отмечается Пасха во всех уголках нашей страны, и разные народы встречают ее по-разному. Якуты растят к празднику "зелёную горку" из пшеницы или овса, удмурты плетут и наряжают лампадку из сухих стеблей злаковый растений. Различается и праздничный стол: мордва обязательно поставит на него домашнюю колбасу, марийцы — блинную горку, чуваши — выпечку с медом. Однако ученые отмечают, что взаимное влияние культур заходит иногда настолько далеко, что затрагивает и обрядовую кухню. Так, лезгины и азербайджанцы, живущие в некоторых русских селах в Закавказье, в начале XX века отмечали день Пасхи (правда, на неделю раньше, чем русские). На праздник они пекли куличи и традиционный чурек, красили яйца и угощали русских соседей, которые, в свою очередь, по прошествии недели, отвечали им тем же.

Подготовлено на основе публикаций Института этнологии и антропологии РАН.

Тэги
Поделитесь статьей