Суицид входит в список первых десяти причин смерти в мире. Намеренно и сознательно лишать себя жизни люди начали очень давно. Известно, что еще у первых общинно-родовых союзов в голодные времена был обычай избавляться от слабых и увечных членов племени. Те добровольно уходили из жизни, чтобы не быть обузой. В древней Европе этот ритуал сохранялся вплоть до христианских времен.
По эскимосской традиции старики, чувствуя приближение дряхлости, уходили в тундру и там замерзали. Как рассказывает писатель Борис Акунин в одной из своих книг, когда первые миссионеры добрались до голодных снежных пустынь, их потряс этот жестокий обычай. Один из миссионеров, проповедовавших христианство, убедил свою паству отказаться от варварской традиции. Несколько лет спустя он вернулся в те же места, то обнаружил, что род вымер от недостатка пропитания.
Точно так же пожилые обитатели горных японских провинций просили родственников отнести их в горы и оставить умирать, когда понимали, что не могут больше работать. В Японии даже есть гора Обасутэяма, название которой в переводе означает "Гора, где оставляют бабушек".
Можно вспомнить и известный японский обряд харакири. Сходный обычай был распространен в древнем Риме, когда воины бросались грудью на собственный меч, не желая сдаваться врагу.
Мотивы самоубийств менялись и усложнялись на протяжении истории человечества. В некоторых случаях люди убивали себя, потому что так велело общество. Это могло быть самоубийство вдовы или слуги после смерти господина. В других, суицид был формой протеста. Так, в XIX веке африканские рабы на американских плантациях совершали массовые самоубийства, поедая землю. В Индонезии до последнего времени было распространено "негодующее самоубийство" в ответ на серьезное оскорбление, особенно нанесенное близким человеком.
И хотя с развитием государства и общества отношение к самоубийству становилось все более осуждающим, суицид стал органичной частью культуры и национальной психологии многих народов. Этнокультурная психиатрия прослеживает четкую зависимость между склонностью к самоубийству и этнической принадлежностью. У российских ученых есть целый ряд исследований на эту тему.
Тяжелый случай
В нашей стране проживает более 190 народов со своими неповторимыми традициями, языком, культурой, вероисповеданием. Соответственно, разные этносы представлены собственным уровнем частоты суицидов. Именно с этим связан огромный разброс частоты самоубийств в разных регионах России, пишет в своей работе известный ученый, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья института психиатрии имени Сербского Борис Положий.
По данным на 2008 год, по числу самоубийств лидировал Ненецкий автономный округ (102,3 на 100 тысяч населения). На втором месте была Чукотка (82,2 самоубийства), на третьем – Бурятия (73,3), затем – республика Алтай (71,0). Далее следовали республика Тыва, Удмуртия, Башкортостан, Саха, Марий Эл.
В 2013 году этот рейтинг изменился не сильно. С четвертого на первое место поднялась республика Алтай (67,2), Бурятия перескочила с третьего на второе (58,9), на третьем оказался Забайкальский край (56,9). За ним следовали Чукотка, Тыва, Ненецкий автономный округ, Амурская область и Еврейская автономная область. Удмуртия занимала десятое место, Башкортостан – двадцатое, Татарстан – пятьдесят первое.
Борис Положий выделяет три основные этнические группы на территории России, наиболее склонные к суицидам: финно-угры, монголы и малочисленные народы Севера. Как отмечает ученый, в культурах большей части этих народов сложилось лояльное отношение к возможности совершения самоубийства. У некоторых этносов оно даже одобрялось как достойный выход из критической ситуации.
Так, культурные традиции монгольских народов (бурятов, калмыков) произрастали из буддизма с его идеей реинкарнации – возрождения после смерти. Буддизм рассматривает жизнь как цепь страданий, вызванных стремлением жить, и призывает людей подавить в себе это желание. Такие религиозные установки, по мнению социологов, и наложили отпечаток на отношение людей к смерти.
Традиционные верования народов Севера и народные религии финно-угров тоже не осуждали самоубийство и содержали представления о жизни после смерти. В финно-угорском фольклоре даже описываются детские игры в похороны и загробную жизнь, которая ничем не отличается от реальной.
Непримиримо относящееся к суициду христианство вошло в культуру финно-угров всего около 350 лет назад, причем принудительно, поэтому не успело существенно повлиять на их самосознание.
Еще одна этнокультурная причина самоубийств – особенности национальной психологии некоторых упомянутых народов. Существует даже гипотеза, что предрасположенность к самоубийству заложена в генофонде некоторых наций. Представители этносов с высокой суицидальной активностью отличаются повышенной чувствительностью, интровертностью, склонностью к накоплению внутренних переживаний в стрессовых ситуациях. Показательно, что среди мотивов самоубийств у финно-угров преобладают неагрессивные формы: обида, тоска, грусть. Решающим фактором для них может стать затронутое самолюбие, личное достоинство. Славяне же идут на крайний шаг, как правило, в экспрессивном состоянии из-за отчаяния, протеста, мести, возмущения, гнева.
Самые стойкие
Наиболее низкий уровень самоубийств социологи отмечают у кавказских народов. Согласно статистике, в 2013 году в Ингушетии число наложивших на себя руки составило 0,5 на 100 тысяч человек. В Чечне – 0,8, в Дагестане – 2,8, в Северной Осетии – 3,9, в Кабардино-Балкарии – 10,3. В 2008 году в Ингушетии и вовсе не было зарегистрировано ни одного случая самоубийства. Даже в самые тяжелые времена, в годы военных конфликтов показатели по самоубийствам оставались в кавказских республиках рекордно низкими.
Связывают это ученые, в первую очередь, с мусульманским вероисповеданием жителей северокавказского региона. По словам психиатра Бориса Положия, аналогичная ситуация характерна для таких ортодоксальных исламских стран, как Саудовская Аравия или Кувейт. Культура этих стран, традиции и психология населения формировались под влиянием жестких религиозных установок столетиями.
В исламе самоубийство считается тяжелейшим из грехов, так как человек смеет противиться судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Самостоятельный уход из жизни мусульмане называют величайшим злом, ведь самоубийца покрывает позором не только себя, но и своих родных.
К тому же, как известно, подавляющее большинство самоубийств совершается в нетрезвом состоянии. А в мусульманских странах употребление алкоголя резко ограничено законами и религией.
Низкий уровень суицида также связан с преобладанием у северокавказских народов сельского населения, где сохраняются национальные традиции, крепка принадлежность к семейному клану, распространена многодетность. Все это им дает повод жить и не опускать руки.
Кроме того, как отмечают психологи, у жителей Кавказа не принято проявлять слабость. Свои эмоции они выплескивают на окружающий мир, на внешние вызовы реагируют агрессивно, в отличие от склонных к унынию финно-угров.
Держатся середины
Примерно на 80 процентов население России состоит из славянских народов. В статистике суицида они находятся где-то посередине. Однозначных выводов по поводу русского населения социологи сделать не могут. Они предлагают обратиться к цифрам царской России, где показатели по самоубийствам не превосходили общеевропейских. В 1913 году было зафиксировано всего 3 суицида на 10 тысяч населения. После Октябрьской революции в советское время смертность от суицидов стремительно выросла. Связывают это ученые с отходом населения от православия, в котором самоубийство считалось тягчайшим из грехов: оно исключало покаяние и примирение с богом. По православным традициям, покончивших с собой не отпевали в церкви и хоронили за оградой кладбища. В годы атеизма страх перед божьим гневом перестал быть сдерживающим фактором для самоубийц.
Свои особенности
В советские годы данные о количестве самоубийств были государственной тайной. Лишь в начале 1990-х эта статистика стала открытой, что дало возможность ученым провести первые исследования-сравнения суицидального поведения у разных этносов.
Выяснилось, например, что у славянского населения частота суицидов нарастает с увеличением возраста, достигая пика в 70-лет. Самоубийц-славян преклонного возраста оказалось гораздо больше, чем финно-угров. У тех высокий уровень суицидов наблюдался уже среди подростков, а пик приходился на 40-49 лет.
По данным на 2008 год, среди самоубийц-славян преобладали рабочие промышленных предприятий – 12,9%. Далее следовали пенсионеры – 12,9%, работники торговли и бытового обслуживания – 7,2%. Безработные составляли 2,9%. У финно-угров большинство самоубийц были задействованы в сельском хозяйстве или сидели без работы.
Наиболее суицидоопасными для славян оказались будние, а для финно-угров – выходные праздничные дни. В обеих этнических группах ведущее место занимало самоповешение, а наибольшая распространенность суицидов была выявлена у одиноких, несемейных людей.
Суициденты-славяне почти в 4 раза чаще оставляли посмертные записки, чем финно-угры. Также психически больные русские чаще совершали самоубийства в чужих квартирах и общественных местах и на глазах других людей. То есть самоубийства славян были в большей степени адресованы другим лицам. Суициды финно-угров носили же "монологический" характер.
***
По словам профессора Бориса Положия, ежегодно около 50 тысяч человек в России сводят счеты с жизнью. Конечно, на фоне "лихих 90-х" суицидальная активность значительно идет на спад, но все-таки уровень самоубийств у нас в стране остается одним из самых высоких в мире. Уже не первый год ученые настаивают, что России необходима специальная программа профилактики самоубийств, которая бы учитывала культурное и этническое многообразие нашей страны. В некоторых регионах, вроде Удмуртии, местные психиатры успешно разрабатывают подобные этнокультурально обоснованные подходы к диагностике, терапии и профилактике суицидального поведения. Возможно, властям следует обратить внимание на эти исследования. Ведь на их основе могут быть разработаны программы - заметим, не слишком затратные - которые помогли бы сохранить немало жизней.
Тэги