Единый государственный экзамен послужил демотиватором для изучения родных языков в регионах. Такое мнение высказал зампред исполкома Российского конгресса народов Кавказа Рамазан Алпаут в Общественной палате 26 марта.
В Общественной палате России обсудили роль органов местного самоуправления в сохранении и развитии языков, сообщает пресс-служба организации. Рамазан Алпаут отметил, что субъекты страны имеют достаточно возможностей для развития и сохранения родных языков. Проблема проявляется в нежелании самих жителей республик. Так, в Татарстане, по его словам, изучению татарского противятся русские общины. "Тут получается, что субъект старается, а есть определенное противостояние, хотя там татарский язык тоже один из государственных языков", — рассказал Алпаут.
По мнению Алпаутова, одна из причин нежелания учить родные языки - введение ЕГЭ по русскому языку. Из-за этого родители и дети не считают нужным учить другие языки.
Советник президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) Амиль Саркаров отметил, что в последнее время проблемы есть у финно-угорских языков. Член ОП Фатима Албакова в завершение отметила, что людям надо по-простому объяснить зачем учить родные языки: "Это твое миросознание, модель поведения, твое сознание, твои корни. И если оно исчезает, то это приводит к отсеченности от своей культуры, к внутренней депрессии, — а это катастрофа".
Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков в ноябре 2013 года заявил, что в России отмечается рост владения родными (не русскими) языками.
В Татарстане идет постоянная борьба русского населения против обязательного изучения татарского языка в школах. Выбрать для изучения родной русский язык они не могут, так как это не прописано в законах РФ.