"Разорительница", "разгульная", "обжорная", - говорили о масленице на Руси. Народ был уверен, что если проводить зиму плохо, не оторваться на масленичной неделе на полную катушку, весь год человека будут преследовать сплошные неудачи. Да и природе нужно помочь проснуться, пробудиться от зимнего сна. Потому каждый считал своим долгом помочь прогнать зиму. Кстати, к встрече весны подобным образом относились не только славяне. Калмыки свой Цаган – праздник наступления весны, пробуждения природы – отмечают с не меньшим размахом.
Говорят, когда-то у калмыков не праздновали дней рождений, но раз в году в Зул (день прибавления возраста у калмыцкого народа) - прибавляли себе год. Дата праздника ежегодно исчисляется по лунному календарю. А ровно через два месяца после этого отмечали Цаган - праздник наступления весны, пробуждения природы. В этом году праздник пришелся на 2 марта. Другими словами прямо на последний день масленичной недели. Название праздника переводится как белый, что неслучайно. С белым цветом у калмыков ассоциируется все чистое, светлое.
Подготовку к празднику начинали задолго до его наступления. Наводили порядок в жилищах, устраивали большую стирку, шили наряды. К праздничному столу отбирали самых жирных баранов, ведь угощение без мяса у калмыков сложно себе представить. Резали скот заранее, в дни праздника это делать запрещалось. Старались испечь как можно больше борцоков (праздничное калмыцкое угощение из теста, зажаренное в кипящем масле – Прим. ред.), что должно было по поверьям способствовать росту поголовья скота.
Кстати, считалось, что природа должна подать сигнал о своем пробуждении. Помогал в этом сложном деле… нет, не ёжик, как в Древнем Риме. Не барсук и не медведь, которые служили весеннее-зимними барометрами в Германии. И не сурок, которого так любят в Америке. Калмыки доверяли весенний прогноз суслику, который должен был появиться из норки. Специально уходили из селений в степь, чтобы проверить выглянет или нет. И частенько суслик надежд не обманывал, выглядывал.
Особое внимание в Цаган уделялось приветствию, с которым люди обращались друг к другу. Тех, кого в этот день встречали, было принято спрашивать о том, как они и их скот вышли из зимовки. В ответ было принято говорить: "Все хорошо, и мы и скот наш перезимовали без потерь". При этом тот, кто младше, должен был протянуть старшему обе руки. Тот протягивал в ответ одну правую. Оба повстречавшихся склонялись в небольшом поклоне.
На праздник наряжались в лучшую одежду, готовили самые любимые блюда. Цаган старались отметить весело, широко. Дети ходили в гости к родственникам, где вдоволь наедались сладостями. Существовало поверье – как встретишь весну, так и урожай снимешь.
В этом году праздник в Калмыкии встретили хорошо. С утра во всех хурулах (калмыцких храмах) несколько часов шли торжественные службы, посвященные покровительнице калмыков - богине Окон Тенгри. После обеда жители республики разных национальностей дружно веселились в парках и на площади, где лакомились сразу и цагановскими борцогами, и масленичными блинами!
Тэги