Свято место эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Свято место

Мы боимся буквально всего. Боимся полиции и бандитов, боимся больших чиновников и суровых сотрудниц ЖЭКа, боимся собственный учителей и врачей, боимся начальников на работе. В последнее десятилетие к этим страхам прибавились мигрантофобия и кавказофобия.

Уровень озлобленности, особенно в больших городах, зашкаливает. Выплескивающаяся время от времени агрессия выглядит ужасно: это и разборки на дорогах, и пихающие локтями друг друга люди в метро, и склоки в очередях. Нередко подобные конфликты заканчиваются рукоприкладством, а в милицейских протоколах их характеризуют как "бытовые".

Иногда случается, что фигурантами стычек становятся выходцы с Кавказа или Средней Азии. В последнее время таким конфликтам автоматически и совсем неоправданно начинают приписывать национальную подоплеку. Хотя очевидно, что принадлежность участников столкновения к разным этническим группам вовсе не делает его "межнациональным". Если посмотреть статистику большинства драк, то межэтнических мотивов там мало.

Возьмем хотя бы историю со стрельбой отца и сына Паршиных в московском метро. Конфликт между Паршиными и выходцем из Дагестана Хашимом Латиповым произошел в поезде на Серпуховско-Тимирязевской линии 17 ноября 2013 года. Пассажирам не понравились взгляды друг друга. Латипов встал со своего места и подошел к Паршиным, в этот момент те открыли стрельбу. С места преступления Паршины скрылись, их задержали спустя два месяца. Полицейские узнали Паршина-старшего на видео, так как 14 лет он находился в розыске по подозрению в подделке денег.

Судя по всему, бытовая ксенофобия стала если не причиной этого инцидента, то его катализатором. Окажись на месте дагестанца, который подошел к Паршиным выяснять отношения, человек славянской внешности, стали бы они сходу стрелять? Скорее всего, нет. Наверное, попытались бы поговорить.

Примечательно, что преступники – отец и сын Паршины очень быстро стали героями националистической части рунета. Изображениями с Паршиным-младшим украшают сегодня машины, кружки, одежду. Появились даже "иконы" с портретом молодого человека. СМИ окрестили Паршиных "святыми". Обычная мелкокриминальная разборка для многих пользователей интернета стала примером "смелого поступка". При этом поклонников Паршиных совершенно не волнует подоплека конфликта, главное то, как красиво "свой" выстрелил в "чужого".

Иногда возникает чувство, что националисты "подпитываются" подобными историями о стрельбе, убийствах, драках. Почти как дети с восторгом и удовольствием обсуждают в блогах очередную "страшилку" про "кавказцев" или среднеазиатов. Иногда разговорами все и ограничивается, а иногда выливается в погромы, подобные Бирюлевскому.

Если по-справедливости, то сегодня степень ненависти в обществе к "чужакам" явно превышает уровень преступности среди них и угрозы с их стороны. Точно так же далеко не все наши граждане имели негативный опыт общения с "кавказцами", но в массовом сознании сложился образ агрессивного и невежественного бородача, который понимает лишь язык силы. Таких сегодня действительно хватает, но на их фоне начинаем звереть и дичать мы сами.

Рост националистических настроений – в первую очередь признак кризиса власти, падение доверия к ней. Гражданам сегодня страшно от отсутствия перспектив, туманности будущего, от общей неустроенности и бедности. К тому же люди не доверяют правосудию и правоохранительным органам. Отсюда всеобщая агрессия и соблазн вершить "самосуд".

До тех пор, пока межнациональные конфликты замалчиваются, пока нет внятной миграционной политики и соответствующей программы просвещения молодежи, россияне и дальше будут консолидироваться по этническому признаку вокруг любого конфликта. Народными героями будут становиться такие, как Паршины. Больное общество всегда выбирает себе подобные примеры для подражания.

При этом надо понимать, что гармонизация межнациональных отношений – это не вопрос одного дня. Чтобы поменять сознание людей потребуются годы. Так что нам надо быть готовыми к преодолению еще множества конфликтов, споров и столкновений на этой почве.

Поделитесь статьей