Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова обсудила конфликт аганских хантов и компании "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" вместе с оленеводами Семеном и Александром Айпиным, чье родовое угосдье "Энел ури" попадает на территорию Марталлеровского месторождения. Как расказал 22 января "НацАкценту" член Молодежной организации обско-угорских народов Александр Айпин, глава Югры заявила, что нефтедобытчики временно приостановили свои разработки в особенно ценном для хантов ягельном бору.
"Встреча прошла очень хорошо. Честное слово, я не ожидал такого теплого приема, удивила очень теплая, дружеская атмосфера. Мы разговаривали обо всем почти 2 часа и особенно меня тронула ее фраза: "Саша, я тебя поддерживаю, как мама". Пообщавшись, я зауважал ее еще больше. Наталья Владимировна дала понять, что знает ценность ягеля и понимает, что необходимо сохранить последний кусочек ягельного бора. Оказывается, когда она работала на Ямале один мудрый ненец ей сказал "Ненец — это ягель", — поделился впечатлениями от встречи Александр.
По словам Айпина, губернатор считает, что в решении вопроса по месторождению необходимо в первую очередь учесть мнение коренного народа. В свою очередь оленеводы озвучили ей свою позицию: "Если "ЛУКОЙЛ" не отзовет документы и намерен дальше разрабатывать месторождение, пусть они применяют новые технологии, таким образом, чтобы в ягельном бору и на их святых местах не было ни одного объекта".
Как рассказал оленевод, конфликт с нефтедобытчиками произошел из-за того, что они "как обычно" стали действовать без учета мнения коренных жителей. В феврале 2012 года на стойбище Айпиных произошло трехстороннее собрание, в котором приняли участие сами ханты, представители местной администрации и "ЛУКОЙЛа". Предложение нефтедобытчиков провести дорогу к месторождению через ягельный бор встретило категорический отказ, однако это их не остановило.
"Вопрос с дорогой остался открытым и мы думали, что будет согласование, а они погнали туда технику. В итоге нам пришлось перекрывать дорогу, чтобы не позволить им туда проехать. Если бы они изначально начали согласовывать действия, а не ущемлять наши интересы, такого резонанса не было. А они просто уже привыкли диктовать свои условия. Скажу честно, было мощнейшее давление со стороны органов местного самоуправления и чиновников окружного значения. Хоть они и должны в первую очередь поддерживать нас, но власти были на стороне нефтяников. Тем сильнее меня удивила и обрадовала реакция на это дело нашего губернатора, которая не осталась в стороне, а пригласила нас все обсудить", — рассказал Айпин.
"У нефтяных компаний уже сложился свой метод освоение лицензионных участков, — рассказал оленевод. — Когда они готовят план развития, то коренные народы остаются на последнем месте. Нефтедобытчики проходят все работы, согласования и только в конце что-то согласовывают с коренными жителями. Предоставив им какие-то документы на объекты, они давят и говорят, что мы не можем что-то изменить, а вы должны получить какую-то компенсацию и все подписать. Часто бывает так, что представителям коренных этносов, у которых порою только 2 класса образования, предоставляется только верхушка айсберга, последствия размещения объекта скрываются. Если кто-то не хочет этого делать, запускается другой механизм — промышленная компания выносит это на комиссию, а она сразу же принимает решение в пользу компании. В нашем случае произошло иначе, на нас обратили внимание СМИ и губернатор, проблема стала обсуждаема".
В конце декабря Комарова объявила, что нефтяники отозвали свои документы и предложения по разработке участка недр в границах родового угодья аганских хантов. Однако спустя две недели компания "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" заявила, что не отказывалась от разработок Марталлеровского месторождения, которое находится в границах родового угодья аганских хантов. Информацию о том, что нефтедобытчики отозвали свои документы и предложения по разработке участка их пресс-служба назвала "абсолютно не соответствующей действительности".
"Если "ЛУКОЙЛ" говорит, что намерен и дальше размещать свои объекты и проводить работы, то губернатор выступила за то, чтобы сохранить ягельный бор. На мой взгляд, ее мнение очень важно, она является гарантом наших конституционных прав. Я думаю, что "ЛУКОЙЛ" не пойдет с техникой на эти боры или будет применять какие-то новые технологии, мы будем ждать, что они нам предложат", — заявил оленевод.
Компания "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" выиграла Марталлеровское месторождение в Нижневартовском районе на аукционе в 2011 году. Против нефтеразработок выступила община аганских хантов, которая заявила, что если там начнется запланированная нефтедобыча, они могут лишиться мест для ведения традиционного образа жизни. Представители коренных народов обратились с этой проблемой к губернатору Ханты-Мансийского автономного округа Наталье Комаровой, прокурору округа Александру Кондратьеву и уполномоченному по правам человека в Югре Александру Сидорову.