Этнические конфликты на Северном Кавказе в решающей степени являются отражением борьбы за ресурсы и статусы. Об этом говорится в исследовании сотрудников Института экономполитики имени Е.Гайдара Ирины Стародубровской и Константина Казенина "Северный Кавказ: Quo vadis?", представленном 14 января в Москве.
Конфликты из-за земли не обязательно являются межэтническими, хотя и происходят между сельскими общинами, представляющими разные народы, говорится в документе. Распространена и ситуация, когда земельные требования, обращенные к власти, формулируются от лица целого народа и даже сопровождаются националистической риторикой. Однако наиболее общий протестный мотив в земельных вопросах состоит не в ущемлении прав какого-либо народа, а в том, что сельским жителям не раздали в собственность земли, которые они обрабатывали десятилетиями или столетиями.
Еще одно распространенное заблуждение — о том, что элита на Северном Кавказе устроена по "родовому", "тейповому" принципу, для попадания на чиновничьи должности. В действительности, пишут эксперты, чиновничьи команды и бизнес-союзы, существующие в республиках, слишком велики по своим масштабам для того, чтобы их ядро состояло из людей одной фамилии или даже одного этноса. Впрочем, это не означает, что этнический и семейный факторы не играют никакой роли в структуре северокавказской элиты.
Согласно выводам, решение конфликтов в регионе зависит в первую очередь от урегулирования земельных проблем, изменения механизмов формирования политических элит и функционирования "вертикальных лифтов".
Авторы доклада отмечают, что государственная политика в отношении борьбы с терроризмом, земельных конфликтов и внутриисламского противостояния публично не сформулирована. Единственный документ общероссийского уровня, который был принят в последнее время и имел прямое отношение к северокавказской проблематике – это Стратегия государственной национальной политики РФ. Однако эксперты не считают возможным рассматривать его как руководство к действию по решению проблем региона, поскольку документ "не формулирует реальных развилок национальной политики" и не учитывает вышеуказанные причины этнических конфликтов.
В докладе отмечается, что на практике государство либо вообще игнорирует наличие проблемы, как в случае с земельными конфликтами, либо разные государственные органы проводят нескоординированную и часто противоречивую политику, зависимую при этом от кадровых изменений.
Эксперты также отмечают кардинальное ухудшение имиджа Северного Кавказа: если раньше основные опасения вызывали реальные или мнимые сепаратистские настроения в регионе, то сейчас основная проблема – это антикавказские настроения в самой России. "Лозунг "Хватит кормить Кавказ!", формирующееся общественное мнение в пользу желательности отделения северокавказских республик на фоне усиления ксенофобии и антимигрантской истерии – все это демонстрирует не только провал в сфере пиара, но и реальную неэффективность существующих механизмов интеграции северокавказских республик в российский социум", — говорится в документе.
Авторы доклада считают, что преодолеть кризис общественного восприятия республик СКФО можно, если расширить состав тех, кто представляет эти регионы в публичном пространстве. Они отмечают, что это должны быть не только власти и подконтрольные им общественники. По мнению экспертов, открытие информационных барьеров для наиболее активной и самостоятельной части кавказского социума позволило бы потеснить негативный имидж "кавказца" и открыло бы перспективу для содержательного диалога по региональным проблемам.
Важным для преодоления имиджевого кризиса Северного Кавказа авторы доклада называют повышение профессионального уровня суждений о регионе, предлагаемых в СМИ представителями власти и экспертами.
По данным ВЦИОМа, россияне видят основные источники террористической угрозы в первую очередь в Кавказе. По мнению директора "Левада-Центра" Льва Гудкова, оценка Кавказа как нестабильного региона переносится на отношение к выходцам оттуда.