В преддверии наступления нового года "НацАкцент" узнал, что значимого произошло в национальной политике в России за последние 365 дней. Эксперты рассказали, каким был 2013-й год для органов власти, общественных и национальных объединений, и чего они ждут в 2014-ом.
Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев:
За прошедший год в Госдуму было внесено в Думу пять законопроектов, посвященных межнациональным отношениям. Первый — о придании культурным национальным автономиям статуса НКО для того, чтобы они могли участвовать в адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Второй — о придании русскому языку статуса родного. Еще один посвящен терминологии, касающейся коренных малочисленных народов России. Сейчас много терминов обозначают одно и то же, например ареал проживания и территория проживания коренного населения. Из-за этого иногда принимаются законодательно неправильные решения. Это важный закон с точки зрения дальнейшего использования этой терминологии в законах, которые связаны с областью добычи полезных ископаемых, освоением северных территорий. Четвертый закон о компенсациях коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока от компаний, которые там занимаются разработкой нефти, газа и других полезных ископаемых. В весеннюю сессию из этих четырех законопроектов как минимум два будут приняты.
Еще один закон уже принят и подписан президентом, я считаю его важнейшим, потому что он регулирует в целом всю деятельность в сфере межнациональных отношений, — об ответственности региональных и муниципальных руководителей за недопущение конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе.
Если сравнить этот год в межнациональной политике с предыдущими, то разница колоссальная. За этот год у нас был разработан план мероприятий по реализации Стратегии государственной нацполитики, проведен ряд мероприятий по отдельным его пунктам, прошло два заседания Совета при президенте, посвященных вопросам толерантности и гармонизации межнациональных отношений, по которым были даны поручения президента.
Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин:
Прошедший год характеризовался стабильным напряжением в области межнациональных отношений, но ситуация была управляемой. Хотелось бы подчеркнуть, что те события, которые произошли в Пугачеве, Бирюлеве Западном и в других регионах нашей страны, явились еще одним подтверждением того, что главная линия государства в области межнациональных отношений правильная, и обогатили нас новым опытом в вопросах предупреждения и регулирования межнациональных конфликтов. Главный урок этих событий состоит в том, что не нужно торопиться наклеивать ярлыки и в то же время замалчивать реальные накопившиеся проблемы в области межнациональных отношений.
На будущий год мегатренд в реализации госнацполитики состоит в том, что центр практической работы перемещается в регионы, в органы местного самоуправления. А это потребует от органов власти, институтов гражданского общества, от всех нас усиления внимания к этому звену. В будущем году предстоит большая работа по усилению взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти всех уровней для решения задач этнополитики.
Думаю, что каких-то больших катаклизмов произойти не должно, для их возникновения нет почвы. Что касается конфликтных ситуаций локального значения, то они возможны, и надо быть готовыми к работе в условиях конфликтных ситуаций, а самое главное — надо быть готовым предупреждать их и разрешать гуманитарными средствами.
Будущий год должен стать годом усиления внимания к этнокультурному развитию всех наших народов и русского народа, который становится не только субъектом но и объектом государственной национальной политики, что вытекает из всего духа Стратегии. То есть будущий год, по всей видимости, станет годом практической реализации Стратегии.
Президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин:
Знаковым событием прошедшего года я считаю Бирюлево — социальный взрыв местного населения. В миграционной сфере у нас все неблагополучно. Мы продолжаем метаться в миграционной политике между западными и советскими моделями, но ни то, ни другое у нас эффективно не работает. То, что сейчас происходит это имитация работы в миграционной сфере. Нам необходима глубокая реформа и миграционной политики и миграционной службы заодно.
На следующий год прогнозы у меня следующие: если мы в корне не поменяем нашу миграционную политику, то нас ждет социальный взрыв на почве межнациональных отношений, вызванный как внутренней, так и внешней миграцией.
Генеральный директор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева:
Год у нас фактически начался 19 декабря 2012 года, когда указом президента была утверждена Стратегия государственной национальной политики. Многие события в этом году происходили в непосредственной связи с этим моментом. Уже в июле был подписан план мероприятий по реализации Стратегии в 2013-2015 годах, и в августе было принято постановление правительства РФ о ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)". Это мне кажется очень значимым, поскольку в этих документах прописаны конкретные мероприятия, которые будут реализованы. Далее в течение года принимался ряд документов, имеющих отношение к нашей сфере.
Несмотря на огромную работу, мы не можем гарантировать, что больше не повторится ситуация, подобная той, что сложилась в Бирюлево. Это событие выявило некие болевые точки, в частности, некорректную работу СМИ, а также то, что национальные организации иногда, закрываясь в своей теме, не могут оперативно реагировать в подобных ситуациях.
Сейчас нам необходимо выработать системный подход к тому, что мы делаем в сфере межнациональных отношений. Это касается не только деятельности каждой отдельной организации, но и взаимодействия национальных НКО между собой и с государством. Нужно изучать, собирать и обобщать опыт построения межнациональных проектов, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Также этот системный подход предполагает информирование общества о деятельности национальных НКО. Организации должны открываться, поскольку многие люди просто не знают и не понимают, чем занимаются этнокультурные НКО. Все это обостряется в ситуации, когда происходит какой-то конфликт. Мы не видим участия лидеров наших этнокультурных организаций в разрешении подобных болевых моментов, и возникает вопрос: "Что делают национальные НКО? Зачем они существуют?" Об этом надо говорить и, конечно, выходить за пределы только своей этнической тематики.
В целом, мне кажется, год был очень насыщенный и успешный. Несомненно, было продвижение в плане взаимодействия национальных организаций между собой и с государством. Дай бог нам это дело продолжить в 2014 году, и тогда, надеюсь, мы достигнем новых успехов в этой сфере.
Тэги