"Надо учить чиновников русскому языку"

"Надо учить чиновников русскому языку"

Следующие заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям будет посвящено улучшению ситуации с изучением русского языка. С этой целью Минобразования РФ подготовлен «Комплекс мер, направленных на совершенствование государственной политики в области развития, защиты и поддержки русского языка на 2015-2017». Но почему нужно поддерживать русский язык и от кого его защищать? Сегодня много говорится о всеобщей безграмотности, ошибки в правописании и произношении, к сожалению, становятся повсеместными. Звучат они и в повседневной речи, и в официальных обращениях, с экранов телевизоров, допускаются на страницах печатных и электронных СМИ. Вот тут и необходима та самая поддержка. Прежде всего, стоит ввести обязательный мониторинг грамотности государственных служащих и чиновников. Разработать для них специальные квалификационные тесты по русскому языку. Это чрезвычайно важно, и в некоторых регионах, насколько я знаю, такие правила уже существуют, но, к сожалению, не во всех. А потому бывает, получаешь официальное письмо от какой-либо организации и, хорошо, если улыбаешься, а не плачешь.

Опять же финансовая сторона вопроса подготовки преподавателей русского языка и литературы сегодня почему-то возложена в основном на регионы. Но мы знаем, какой у них дефицитный бюджет. Во многих областях нет денег на ремонт жилья и реконструкцию школ, и где они найдут средства для обучения квалифицированных педагогов, для совершенствования преподавания русского языка? Здесь, безусловно, необходима поддержка именно федерального центра, нужны дополнительные средства на развитие магистратуры, курсов повышения квалификации, увеличение бюджетных мест в университетах по филологическому профилю. Давно и остро не хватает современных методов изучения русского языка с использованием интернет-технологий: он-лайн курсов, видео-лекций, сетевых мероприятий. Необходимо идти в ногу со временем. Пусть будут передачи типа «говорим правильно» или «нескучный русский», но они должны быть обязательно интересны не только людям старшего поколения, но и молодежи. Начинать учить язык надо с дошкольного возраста, и так и идти в связке: детский сад – школа - вуз, потому что переучивать человека среднего возраста гораздо сложнее, чем изначально закладывать правильные знания в голову ребенка.

Очень полезно было бы рассмотреть не только те идеи и опыт, имеющиеся в нашей стране, но и накопленные за рубежом, например, испанским институтом им. Сервантеса, германским Гете институтом. Стоит перенять их передовые методики преподавания языков своих стран за рубежом. Ведь только в Германии проживает около 4 миллионов наших соотечественников, и многие из них сохраняют русский язык, с удовольствием на нем разговаривают, но многие и отказываются. Это, безусловно, плохо. Надо активнее продвигать русский язык за рубежом, создавать людям мотивацию для его изучения, придумывать интересные программы по обмену: наша молодежь едет в Европу, из Европы приезжает в Россию, изучает культуру и традиции друг друга. Давайте не забывать, что нынешний год объявлен годом литературы, а литература и язык – понятия неразрывные.

Генрих Мартенс
Президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев