Предложения для Общественной палаты Москвы к дискуссии о роли гражданского общества в реализации госнацполитики России
Центру межнационального сотрудничества 24 ноября исполнилось 17 лет. Все это время мы работали в области межнациональных отношений. В этому году, например, мы провели серию мероприятий, посвящённых защите национальных меньшинств и профилактике межнациональных конфликтов в регионах России.
На конференции в Общественной палате Москвы "Роль институтов гражданского общества в реализации "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года", прошедшей 20 ноября 2014 года, я хотел рассказать, какие есть достижения в регионах России в области реализации государственной национальной политики. Я одним из первых подал записку на выступление, а сама дискуссия продлилась на час дольше запланированного, но мне так и не дали слово. Я решил внести свои предложения на портале "НацАкцент".
- На примере Общественных палат Ярославской области, Краснодарского края, Самарской области необходимо пригласить в Общественную палату Москвы хотя бы одного представителя национальных организаций. В Москве уже много лет существуют национальные организации, которыми руководят люди, добившиеся успехов и уважения как в своей национальной группе, так и у властей.
- В Краснодарском крае уже 9 лет существует Программа гармонизации межнациональных отношений, которая обсуждается местным Законодательным собранием и обновляется каждый год. На ее реализацию выделяются специальные статьи в бюджете края. Такая же Программа есть в Ярославской, Оренбургской областях и многих других субъектах РФ, где межнациональные отношения значительно спокойнее, чем в Москве. Например, в Пермском крае Программа гармонизации межнациональных отношений существует уже 15 лет. Благодаря ей регион был и остается одним из самых спокойных в России в сфере межнациональных отношений. Поэтому я думаю, что в Москве надо создавать не очередной план мероприятий, как рекомендовала Общественная палата Москвы, а Программу гармонизации межнациональных отношений на примере тех программ, которые уже существуют. К созданию этой программы следует подключить национальные организации Москвы.
- На примере Республик Татарстан и Карелия и Ярославской области необходимо подписать соглашение между полицией, ФМС, мэрией Москвы и национальными организациями о сотрудничестве и взаимодействии. Такое соглашение дает очень много возможностей для того, чтобы организации, власти и полиция добились хороших результатов. Подобные соглашения создают горизонтальные связи между национальными организациями, сотрудниками полиции и миграционной службы независимо от того, кто данный момент там работает.
- В Свердловской области есть интересный опыт: по главному областному телеканалу идет программа о межнациональных отношениях, она называется "Национальное измерение". Показывают ее два раза в неделю в прайм-тайм. Передача не только позитивная – о том, как все в Свердловской области хорошо, но и о существующих проблемах и что делают власти для их разрешения. Что-то подобное надо обязательно сделать и в Москве.
- Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы не имеет достаточно полномочий и финансовых возможностей, чтобы решать стоящие перед Москвой межнациональные проблемы. Они связаны не только с работой с национальными организациями. Они связаны также с молодежью, с работой средств массовой информации, миграцией и так далее. Для того чтобы эффективно решать эти вопросы, в Москве надо создать новый орган, у которого должно быть значительно больше полномочий и финансовых ресурсов.
Ашот Айрапетян
Руководитель Центра межнационального сотрудничества