О событиях в Минводах

О событиях в Минводах

Межэтнические противоречия и конфликты, происходящие в Ставропольском крае, закономерно отмечаются на уровне русские – нерусские, прежде всего, потому, что объективно русские составляют более 80% населения края. Вместе с тем  в конфликтах в качестве противостоящих сторон принимают участие даргинцы и ногайцы, даргинцы и туркмены, карачаевцы и ингуши, армяне  и кабардинцы, армяне и чеченцы  и др.

Существенное медийное внимание к событиям в Минеральных Водах, как представляется, вызвано, прежде всего, цинизмом и особой жестокостью действий толпы, которая избивала  лежащего человека.

Вместе с тем, "медийное разоблачение" и общественное порицание участников драки базировалось и на других факторах. Здесь, разумеется, необходимо выделить такой фактор, как национальность ворвавшихся в Минераловодскую больницу молодых людей. Несмотря на то, что в основе конфликта, который начался в городском кафе, лежали экономические интересы, интересы дележа  собственности в их криминальном выражении, конфликт в общественном мнении трансформировался в межэтнический с акцентированием роли, места, перспектив конкретных этнических групп Ставрополья.

Вполне закономерно, что в ситуациях такого рода "этническая интерпретация" роли участников драки выходит на первый план, как непроизвольно, так и сознательно и цинично.

Здесь объективно особое внимание к тому, что пострадавшие участники  массовой драки – русские, так как социальная роль русских в Ставропольском крае является определяющей, так как русские Ставрополья, прежде всего, составляют "русский мир" СКФО. На фоне увеличения в СКФО доли северокавказских народов, продолжающейся вялотекущей миграции представителей титульных этносов стран Южного Кавказа (азербайджанцев и армян), проявлений терроризма и национально-религиозного экстремизма,  усиления исламского фактора, обострения конкуренции этнических групп в сфере собственности, производства и политики социальное самочувствие русских далеко  не безупречно.

Ситуация  в СКФО в определяющей степени зависит от отношений населяющих его народов и этнических групп. На Северном Кавказе этническая идентичность и этническое позиционирование выражено гораздо сильнее, чем во многих других регионах России, что вызвано многими объективными и субъективными причинами.  Этническая и конфессиональная принадлежность участников любых, тем более конфликтных, ситуаций находится под пристальным вниманием общества, СМИ, власти, силовых структур, политических и общественных организаций.

Общественное  интернет-мнение в минераловодском прецеденте во многом концентрируется вокруг идей об "этнической преступности", "этнически расположенных к убийствам группах", о необходимости мести, ответных акциях русских в адрес армян как "жестоких, трусливых кавказцев" (выселение, расправа, убийство, погром, геноцид).  Ужесточение дискурса в отношении конкретной этнической группы связано с несколькими обстоятельствами:   смерть пострадавшего, повторяемость и учащение криминальных сюжетов, повышение уровня опасности и ущерба от криминальных действий, публичность и безбоязненность нарушителей общественного порядка (а фактически, в данном случае  – убийц).

Жестокие призывы  русских к мести и к самозащите, в том числе, и с оружием в руках, вызваны также непрофессионализмом, коррупционностью силовых структур, а также структур власти и управления. Население не верит, что преступники будут наказаны по всей строгости закона, на чем публично настаивает новый губернатор Ставропольского края В. Владимиров. Недоверие власти, полиции, органам МСУ Минеральных Вод, а также и общественным организациям и активистам армянских национально-культурных организаций и, даже казачества вызывает провокационные, националистические, ксенофобские идеи.

Однако, если предположить, что стороны "поменялись этничностью", общественное осуждение преступников  во всяком случае, населением Ставропольского края и, тем более, СКФО, было бы не менее жестким и категоричным.

В то же время такие ситуации активно используются  националистами, провокаторами, которые в качестве политической программы предлагают депортацию, дискриминацию, нанесение ущерба здоровью, имуществу, самой жизни представителям конкретной этнической группы. Эти предложения, выраженные в вульгарной, нецензурной, уничижительной лексике, сами по себе являются катализаторами межэтнической напряженности и возможных конфликтов.

Минераловодский прецедент вновь акцентировал, прежде всего, проблему законности, правопорядка, общественной безопасности, проблему борьбы с криминалитетом, но также и проблему эффективности реализации в крае главных принципов Стратегии государственной национальной политики РФ.

В Минеральных Водах налицо "криминальный Ренессанс лихих 90-х", либо его продолжение в новых формах и с новыми участниками, состав которых интернационален. Криминализация общественного пространства, помимо всего прочего, вызывает к жизни опасные этносоциальные  и этополитические феномены – язык вражды, межэтническая ненависть, негативные и обвинительные этнические стереотипы, левые противоправные  явочные действия. 

События в Минеральных Водах оживили опасные коллективные мифы, слухи, обвинения, которые могут существенно повлиять на определенный баланс интересов  этнических групп Ставрополья в сторону его расшатывания и утраты.

Майя Аствацатурова
Директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета