Об упразднении Минрегиона
Упразднение Министерства регионального развития — это очень неприятное событие в связи с тем, что вопросы национальной политики переходят в ведение Министерства культуры и частично Министерства экономики России. Очень похожая ситуация была в начале 2000-х годов, когда упразднили Федеральную миграционную службу и было создано Министерство по делам национальной и миграционной политики. Потом оно было также реорганизовано и какие-то вещи ушли в ведение Минкультуры. Потом одумались и передали… — в Минрегион. И что – каждые десять лет наступать на одни и те же грабли?
Есть одна проблема — в Министерстве культуры нет специалистов, которые занимались бы вопросами национальной политики, и есть опасность, что серьезнейшие проблемы будут сведены к песням и пляскам. Понятно, что такого рода мероприятия всегда наглядны, в них с удовольствием участвует и региональная власть и органы местного самоуправления, и вроде бы есть видимые результаты, но на самом деле сводить национальную политику к вопросам фольклора, по меньшей мере, несерьезно. Сегодня в первом ряду стоят совершенно другие проблемы, которые достаточно четко прописаны в Стратегии государственной национальной политики и в Плане мероприятий по ее реализации, и это ни в коей мере не будет подъемно для Минкультуры.
Для решения этих вопросов нужно отдельное ведомство только по той простой причине, что у нас в условиях вертикали власти очень важны какие-то символические действия. Есть Миннац — есть внимание властей к этой проблеме. Кроме того, национальная политика вообще базируется на четырех компонентах — законодательство, организация, деньги и практики. Организация очень важна. Даже когда в начале 2000-х был создан пост министра без портфеля, такой своеобразный Миннац, который тогда возглавлял Владимир Юрьевич Зорин, — это было очень важно по той простой причине, что власти артикулировали важность этого направления. Кроме того, хотя у Зорина был очень небольшой аппарат в пределах десяти человек, он занимался координацией национальной политики в регионах России. Мы же прекрасно понимаем, что национальная политика проводится и реализуется на местах. Кстати, сейчас есть такое понимание, и законодательные меры работают в этом направлении. Мониторинг национальной политики, распространение позитивных практик, аналитическая служба — все это должно быть. Вопросы организации одни из важнейших. Кроме того, Зорин, будучи министром без портфеля, возглавлял множество межведомственных комиссий, ведь национальная политика это и вопросы координации деятельности очень многих ведомств. Очень важна в этом плане организационная компонента национальной политики, в этом смысле какое-то ведомство нужно.
Сейчас есть опасность, что все сведется к фольклору, к возрождению псевдокультуры a la russe, четко ориентируемой на руководителей национальных диаспор, которые страшно далеки от народа и не всегда взаимодействуют с этническими сообществами. Нужна политика, а не демонстрация политики. Эта политика подразумевает в первую очередь мониторинг ситуации, аналитику и организацию, и конечно нельзя сводить все это к песням и пляскам.
Владимир Мукомель
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН