Татарский язык в регионах России
В Татарстане татарский язык, в соответствии с Конституцией и законом, является вторым государственным языком и имеет в образовательных организациях статус обязательного для изучения всеми учащимися. В плане наличия в образовательной системе в Татарстане необходимых учебников, методик, материалов больших проблем нет. За пределами республики вопросов и проблем много. Отчасти, это связано с тем, что по новым законам образовательные организации имеют широкие полномочия и сами разрабатывают и принимают образовательные программы. Бывает так, что в них не находят места для изучения татарского языка.
В ряде регионов, например в Ульяновске и Самаре, есть школы с изучением татарского языка с начального класса. В них директора и педагоги прилагают большие усилия, чтобы школа была сильной не только по татарскому языку, но и по другим предметам. Естественно, родители с удовольствием водят детей в школы, где качество образования на голову выше, чем в других. Никто не станет возить своих детей на другой конец города в слабую школу только ради изучения татарского языка.
Со своей стороны Татарстан обеспечивает регионы необходимыми учебниками. Впервые в этом году 51 учебник на татарском языке по разным предметам прошел федеральную экспертизу в соответствии с новым законом и рекомендован для применения на всей территории РФ. Насколько я знаю, мы единственная республика, которая представила линейку этих книг, и они прошли федеральную экспертизу.
ФНКА как общественная организация тоже выпускает методическую литературу в поддержку обучения по разным методикам. Мы просим, чтобы в регионах открывали школы и курсы изучения языка при наших организациях, при постпредствах Татарстана, оказываем методическую помощь для учителей. Стараемся заинтересовать детей. К примеру, недавно у нас закончилась летняя смена с элементами изучения языка, в которой приняли участие дети из 16 регионов России.
Несмотря на все усилия, к сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом количество знающих татарский язык в регионах России уменьшается. Причин тому много: это и сокращение сельских школ, и отсутствие педагогов, и то, что сами родители уже не изучали татарский язык и не являются его носителями.
Часто в дискуссиях на разных уровнях противопоставляют русский и татарский язык в Татарстане. Пытаются говорить, что надо уменьшить количество часов на изучение родных языков, и тогда дети будут больше знать. Я уже не раз говорил, что уровень знания языка зависит не от количества уроков, а от качества образования. В Татарстане средний балл ЕГЭ по русскому языку (65) выше, чем по стране в целом (62). В прошлом году у нас средний балл также был около 65. В этом году требования к экзамену ужесточились, но этот показатель у нас не изменился. По количеству участников на Олимпиадах Татарстан на 3-м месте после Москвы и Санкт-Петербурга. На самом деле во всех регионах одни и те же требования к количеству часов по русскому языку. Так что надо обращать внимание на качество обучения и подготовки педагогов, а не заниматься противопоставлением языков.
Ильдар Гильмутдинов
Глава Федеральной национально-культурной автономии татар, депутат ГД