О беженцах в СКФО
Ставропольский край входит в число тех регионов РФ, которые принимают беженцев из Украины, во-первых, как транзитная территория, во-вторых, как территория, на которой проживают родственники граждан Украины, у которых они находят убежище. Ставропольскому краю перечислено 23,5 млн рублей на обустройство беженцев из Украины.
По некоторым данным, опубликованным в краевых СМИ, на территории края находятся около 2,3 тыс. выходцев из Украины, в связи с чем в 17 районах и муниципальных образованиях введен режим ЧС для лучшей организации системы мероприятий, адресованных беженцам, в том числе, и в регионе Кавказских Минеральных Вод. В Ставропольском крае организовано 17 пунктов размещения беженцев, в которых проживают около 800 человек.
Приток беженцев в Ставропольский край совпал со значимым политическим процессом – выборной кампанией врио губернатора Владимира Владимирова. Он неоднократно отмечал, что Ставрополье сделает все необходимое для приема беженцев и для оказания гуманитарной помощи населению Крыма и юго-восточных областей. Владимира Владимирова в регионе создан межведомственный оперативный штаб для координации приема и временного размещения прибывающих. Также глава края поручил оказать содействие бывшим сотрудникам спецподразделения "Беркут" для их приёма на службу в МВД Ставрополья.
Людей принимают в стационарных пунктах Красногвардейского, Ипатовского, Новоалександровского, Коучубеевского и Андроповского районах, а также в Ставрополе, Пятигорске, Невинномысске и др. Беженцы размещаются в санаториях, профилакториях, детских оздоровительных лагерях, а также в семьях. Доставкой беженцев из Ростовской области занимается министерство дорожного хозяйства и транспорта края. В крае работает комиссия по признанию иностранцев носителями русского языка.
В мероприятиях задействованы структуры МЧС, министерство труда и социальной защиты населения Ставрополья, управления ФМС России по Ставропольскому краю, прокуратура, общественные организации, казачьи общины, национально-культурные и религиозные организации - епархии РПЦ и ДУМ и др.
В подавляющем большинстве ставропольцы с сочувствием относятся к беженцам, с энтузиазмом - к присоединению Крыма и с осуждением к политике официального Киева в отношении русского населения юго-восточных областей Украины.
Этнодемографические пропорции населения края в целом остаются традиционными, несмотря на существенные миграционные процессы постсоветского периода. С одной стороны, число русских пополнилось беженцами из Чеченской Республики в период двух антитеррористических операций, с другой стороны, число армян увеличилось за счет массовой миграции из Азербайджана и Армении в период нагорно-карабахского конфликта и войны между этими республиками.
По данным Всероссийской переписи 2010 г., русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (2232, 2 тыс. человек) и составляет 80,9% населения края. По сравнению с 2002 годом численность русских в крае увеличилась на 0,4 тысячи человек, хотя доля их во всем населении края сократилась на 0,7 %.
Второе место по численности населения в крае традиционно занимают армяне – 5,9% населения края (161,3 тыс. чел. и увеличилась с 2002 г. на 12,1 тыс. чел.). На третьем месте – даргинцы (сменив украинцев) – 49,3 тыс. чел. (численность даргинцев выросла с 2002 г. на 22,6%.). На четвертом месте - греки, численность которых в 2010 г. составила 33,6 тыс. чел. (за последний период в крае наблюдается снижение численности греков на 1,5%).
В крае увеличивается численность даргинцев, кабардинцев, карачаевцев, чеченцев, которые стремятся реализовать здесь свои жизненные интересы: бизнес, предпринимательство, образование, лечение, отдых, курортно-санаторные услуги.
Большая часть беженцев рассматривают Ставрополье как временное убежище, некоторые выражают желание остаться в крае на постоянное жительство.
Присутствие беженцев из Украины в Ставрополье в качестве постоянных жителей не повлияет на этнокультурную и этноконфессиональную структуру ставропольского общества, так как их количество невелико в этнодемографических параметрах края.
В настоящее время не ясно, какое число беженцев имеют намерение получить российское гражданство и остаться в крае на постоянное жительство. Даже если большинство из них останутся в Ставрополье и будут расселены в тех сельских муниципальных образованиях восточных районах края, где в определенной мере уменьшается доля русского населения, это кардинально не повлияет на межэтнические отношения.
Они не составляют "этнической критической массы" и не задействованы в конкурентных отношениях этнических групп. В этом смысле они не включены в возможные конфликтогенные ситуации, и общий настрой населения благоприятный.
Эти соображения применимы к СКФО в целом, в субъектах которого идет работа по приему беженцев и по организации им всесторонней помощи. Общественный дискурс в республиках РФ СКФО, как и дискурс власти в полной мере соответствует позициям руководства России в его современном внешнеполитическом выражении.
В республиках РФ СКФО, также как и в Ставропольском крае, власть и население едины в осуждении действий президента Украины, в политическом и социальном энтузиазме по поводу действий Президента РФ В. Путина, в стремлении оказать помощь людям, ставшим заложниками современных событий. Особое внимание этой проблеме уделяет полномочный представитель Президента РФ в СКФО С. Меликов, который держит ситуацию под контролем.
Вместе с тем, в северокавказском сообществе отмечаются отдельные опасения того, что приток беженцев создаст нагрузку на социальную сферу и затруднит выполнение ранее принятых региональных программ.
Если поток беженцев будет продолжаться, то Правительство РФ, вероятно, станет перед необходимостью разработки федеральной целевой программы их обустройства с учетом экономической, производственной, социальной инфраструктуры регионов России.
Вполне вероятно, что понадобятся новые юридические обоснования и новые юридические термины по примеру таких ранее узаконенных, как "беженцы", "вынужденные переселенцы", "временно перемещенные лица", "граждане, безвозвратно покинувшие места проживания" и т.д.
При этом с сожалением приходится констатировать, что в отношении многих лиц – граждан России, пострадавших в конфликтах, например, на Северном Кавказе и относящихся к данным категориям, государство еще не выполнило своих обязательств.
Применительно к СКФО важно учитывать также и этнокультурную емкость регионов, расположенных на его территории. Небольшое число русских беженцев не повлияет заметно на сформировавшуюся в новых политических реалиях этнодемографическую структуру субъектов РФ СКФО. В то же время беженцам, привыкшим к иным этносоциальным нормам и факторам, будет сложно адаптироваться в северокавказских сообществах.
Представляется, что намерения беженцев будут мотивированы, прежде всего, не кавказским гостеприимством, а федеральными средствами, усилиями федеральных и региональных властей и теми условиями, которые будут созданы или не будут созданы в субъектах РФ СКФО для их временного пребывания или постоянного проживания.
Майя Аствацатурова
Директор Центра политических и этнополитических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета