О деятельности АКМНСС и ДВ
Наша организация существует 25 лет. С момента её образования и до сегодняшнего дня Ассоциация выполняет самую главную функцию – защищает интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Конечно, каждодневная работа Ассоциации – это работа в регионах. У нас 34 общественные организации, которые имеют статус юридического лица и на каждой территории представляют коренные народы. Вся работа реализуется через наши запланированные ежегодные проекты.
Мы – постоянные участники законодательного процесса – участвуем в разработке наших законодательных инициатив. В течение 20 лет при непосредственном участии Ассоциации принят целый блок федеральных законов, который имеет большую историю. На сегодняшний день ключевой упор на то, чем мы постоянно занимаемся, — это продвижение изменений и дополнений в изданные законы, чтобы они были более современные и отвечали нормам нынешней ситуации в России.
Кроме того, у нас есть много региональных проектов. Наши организации работают на своих территориях, представляют наши интересы уже непосредственно на местах. У нас довольно большой календарный план мероприятий. Это, в первую очередь, наши профессиональные праздники: дни оленеводов, дни рыбака, и, конечно, фестивали, конгрессы, спортивные и культурно-массовые мероприятия, обучающие семинары.
Одним из основных и важных направлений нашей работы является рассмотрение обращений граждан к нам, в Ассоциацию. Очень много частных жалоб из регионов о нарушении прав. Они поступают на адрес нашей головной организации в Москве, в том числе и все судебные жалобы. Мы на каждое из них реагируем, стараемся всеми возможными способами с помощью наших региональных организаций, с помощью органов власти помочь людям на местах. Активно работает Правовой центр Ассоциации, который ведет юридические консультации, осуществляет обучающую деятельность по повышению правовой грамотности.
Проблемы коренных малочисленных народов перекликаются с проблемами всех россиян, но имеют и свою специфику, связанную с местами проживания наших народов, так как они живут в отдалённых, труднодоступных местностях. В связи с этим у людей возникает много вопросов: это улучшение жилищных условий, улучшение инфраструктуры – особенно связь, обеспечение медициной, санавиация, зимний завоз, у студентов – куда поступать… Эти проблемы касаются и другого населения, которое живёт рядом с малочисленными народами сотни лет.
Есть вопросы типичные только для наших народов. Возьмём людей, которые ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Этот образ жизни полностью отличается от привычного, оседлого. На сегодняшний день мы работаем над тем, чтобы законодательно урегулировать рычаги помощи и улучшение их качества жизни. Большая часть людей говорит о том, что надо создать необходимые условия для кочевой жизни, чтобы люди могли вовремя прийти и обратиться за социальной помощью, чтобы они могли в экстренной ситуации вызвать санавиацию, получить какую-то юридическую помощь и защиту.
Сегодня мы много говорим о взаимодействии с промышленными компаниями. Бывают, какие-то катаклизмы, падёж животных, например, как этой зимой на Ямале было. Это очень специфическая проблема. На самом деле, в тех регионах, где существуют региональные программы, отработан механизм предоставления помощи – завоз дров, обеспечение деятельности факторий, обеспечение работы санавиации. В регионах бывают такие проблемы, когда эта помощь меньше налажена, нет каких-то региональных программ, меньше законодательной основы — это, соответственно, сразу сказывается и на жизни людей.
На сегодняшний день мы, в первую очередь, говорим о том, что нужно внести дополнения и изменения в ряд федеральных законов – это самый актуальный вопрос. Это было предметом парламентских слушаний в Совете Федерации, тематикой нескольких круглых столов, VII Съезда коренных народов в 2013 году. Мы говорим о том, что нужно привести в соответствие с современными условиями жизни те законы, которые были изданы более 20 лет назад. Речь идёт о целом блоке законов, с помощью которых можно было бы кардинально решить многие вопросы, например, порядок определения принадлежности к коренным малочисленных народам, порядок взаимодействия с промышленностью, порядок изъятия земель – чтобы он был прозрачен и понятен, порядок и методики компенсационных мероприятий и доработка механизма создания территорий традиционного природопользования. Даже то, что мы перечислили, позволит всем территориям – 26-ти субъектам Федерации, где проживают представители коренных малочисленных народов, решить эти вопросы.
Григорий Ледков
Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ