Беженцы и россияне
Отношение к мигрантам с Украины будет развиваться не однозначно и не просто. Первая волна сочувствия и готовности помочь во всем остановилась после осознания, что это не сотни, а тысячи людей, и в основном женщины с детьми. Большинство из них вряд ли смогут пойти на работу, ибо оставить детей они не будут иметь возможности. Новые ясли и детские сады сразу открыть трудно, а с устройством детей в уже действующие детские учреждения будут трудности. Ведь этих мест давно ждут российские дети и их мамы.
Не все мигранты готовы ехать в те районы, которые им предлагают по возможности там трудоустройства и приезжают в Москву. Москва и до этого принимала большую долю мигрантов и с обустройством беженцев и мигрантов с Украины здесь, естественно, будут большие сложности. Все другие мигранты сами решают вопросы и обустройства и работы. А к приезжающим с Украины другой подход. Их надо обеспечить и жильем и средствами на проживание, особенно, если это мама с детьми или нетрудоспособные люди. Недовольство граждан с Украины приемом, о котором уже говорят в СМИ, вызывает ответное непонимание у местных жителей.
Уже сейчас по опросам (Левада-Центра) негативные установки по отношению к украинцам выросли вдвое. Конечно, это больше негативное отношение к не простым людям с Украины – русским и украинца, а к тем гражданам Украины, которые разделяют взгляды превосходства своего народа и проявляют враждебность к другим, не уважают достоинство других национальностей. Ведь на Украине откровенно враждебные отношения проявлялись не только к русским, но и евреям.
В этом отношении к чести россиян надо сказать, что неблагоприятные отношения к украинцам даже во времена "газовых противостояний" не превышало больше, чем у трети населения.
Как специалист я внимательно слежу за публикациями "Национального акцента" и выражаю искреннюю признательность за то, что именно в его подборках публикаций отражена наиболее объективная, разносторонняя и разнообразная информация. Хотелось бы поддержать очень верные оценки Маргариты Лянге о том, что неактивно выполняются решения, принятые на Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям о необходимости выработки и использовании научно выверенных терминов и понятий в области межэтнических взаимодействий. Достаточно вспомнить, что в "Методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов РФ о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий", выпущенных Минрегионразвитием МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ интерпретируется как "столкновение интересов двух и более этнических общностей… в котором национальные различия становятся доминирующей мотивацией действия". Но столкновения общностей в целом не бывает. Даже в конфликте с Чеченской Республикой далеко не все чеченцы поддерживали сепаратистов, тысячи выехали из республики, другие поддерживали протестантов, но в другой ситуации отходили от движения, не говоря уже о том, что стороне Федерации вообще нельзя приписать этнический статус. Так что использование предлагаемой формулировки не просто не корректно, а вредно, поскольку проявление этноцентризма или этноэгоизма конфликтных людей, группировок могут переносить на всех представителей того или иного народа в целом.
К сожалению, в сфере межнациональных отношений находят отражение немало нежелательных явлений в других областях жизни. Так призывы А. Дугина и других радикально мыслящих сторонников силовых действий в международных отношениях отражаются на настроениях людей и, естественно, это будет иметь последствия. Немало людей, особенно из тех, кому нелегко живется, будут искать "козла отпущения" в украинцах, а кто-то и в русских с Украины. Уже сейчас с болью слышим на передачах Соловьева обращение комфортно живущих в московских условиях дискутантов к делегатам с Украины – что же Вы не мобилизуетесь, не боритесь. Да, отсюда легче говорить, чем чувствовать им там угрозу жизни для себя и близких, а ведь все такие передачи настраивают многомиллионную телевизионную аудиторию.
К сожалению, к мигрантам везде в мире и у нас, когда в период урбанизации прибывало население в Москву, тоже не всегда относились благожелательно. Ведь "пряников сладких всегда не хватает для всех", как писал поэт. И при всем сочувствии к беженцам найдутся люди, которые будут опасаться конкуренции за места и за свое положение в городском пространстве. Конкурентно будут воспринимать тех студентов, которые будут пользоваться льготами при прием в вузы, так что очевидно нам придется мобилизовать свою гуманность к людям, которые не по своей вине оказались в труднейших условиях, проявить терпение, в случаях, когда кому-то из нас придется поступиться в своих интересах ради тех, кому хуже, чем нам. Но и приезжающие, в том числе беженцы, должны будут понять, что возможности принимающей стороны, при всем сочувствии к ним, небезграничны.
Леокадия Дробижева
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН