Мониторинг — это очень ответственное дело
Рейтинг Центра исследования национальных конфликтов и "Клуба регионов" был преподнесен и представлен как первый в России, но на самом деле мы с 1994 года ведем этнологический мониторинг межнациональных отношений и конфликтов в России и ряде стран бывшего СССР. Его результатами пользуются и ученые и политики федерального и регионального уровня. Наш мониторинг основан на анализе, который делают местные эксперты, все они ведущие специалисты в своей области, очень подготовленные. Они прошли ежегодных 19 семинаров с опытом разных регионов мира, где есть сложные межнациональные отношения и конфликты.
У нас нет монополии на анализ этой сферы в нашей жизни. Но мониторинг — это очень ответственное дело. Легче всего нарисовать карту и закрасить в цвета, но надо понимать, что в каждом регионе есть реакция на это. Власть, население, общественные организации сразу начнут искать там террористов, ваххабитов или тех, кто создает негативную обстановку, если их закрасили в плохой цвет. А те, кого закрасили в хороший, скажут: "Какие мы замечательные, все у нас хорошо".
Мониторинг имеет большую предписывающую силу, с ним нужно обращаться осторожно. Ведь смысл мониторинга в том, чтобы его восприняли прежде всего региональные власти, он же делается не только для московских кабинетов. Нельзя так, сидя в Москве и шаря по интернету, для такой большой и сложной страны как РФ составлять глобальные карты на очень чувствительные темы. К этому нужно относиться профессионально и очень ответственно. Кроме того, должны исследоваться не только напряженности, но и позитивные практики. Не должно это делаться так: опросили 50-100 человек в Москве по телефону, по интернету поискали, тем более интернет такая глобальная помойка что можно найти все, что хочется.
Я не анализировал этот рейтинг и могу только судить о нем только по прессе. Могу рассказать о наших собственных работах. Мы подготовили рейтинг по 2013 году и первому кварталу 2014 года. И он, я бы сказал, не такой устрашающий как этот рейтинг. Мы не согласны с тем, что Татарстан один из самых нестабильных регионов. В целом по стране есть позитивная тенденция. Здесь сказались ряд мер, которые были связаны с подготовкой Олимпиады и то, что была принята Стратегия национальной политики, и то, что на региональные и муниципальные власти была возложена часть ответственности за нацполитику, была принята ФЦП по этнокультурному развитию народов и обеспечению единства российской нации — все это дало позитивный результат.
Есть регионы и с негативной динамикой — это Дальний Восток. Там сказались и некоторые социальные проблемы и природные катаклизмы, поэтому там мы наблюдали некоторое обострение межнациональных отношений как отражение общего неблагополучия. Что касается Северного Кавказа, он остается наиболее проблемным регионом. Напряженная ситуация остается в Кабардино-Балкарии и Дагестане, но негативной динамики нет.
Кроме того, крупные города всегда могут быть предметом массового выхода из правового пространства. В 2013 году этого почти не было, кроме может быть Бирюлева, которое прогремело на всю страну. Но мне кажется, тут органы государственной власти тоже научились предотвращать или купировать такие массовые беспорядки.
Валерий Тишков
Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН