Что могут и должны сделать федеральные национально-культурные автономии в новой политической ситуации

Что могут и должны сделать федеральные национально-культурные автономии в новой политической ситуации

События на Украине — рубикон между нынешней моделью политического развития планеты и неким другим, новым характером мироустройства. В русле глобальной трансформации неизбежно изменится и миграционная ситуация, она уже меняется. Диаспоры и национальные общины в этой связи не могут оставаться в стороне. Они должны включиться в решение ряда новых задач и помочь государству справиться с современными вызовами.


Голос России за рубежом
Те методы и формы работы диаспор, которых мы придерживались в последние годы, руководствуясь действующим законодательством о федеральных национально-культурных автономиях, как мне кажется, не совсем соответствуют требованиям времени. В этой связи хотел бы остановиться на нескольких моментах.

Сейчас, когда мы фактически вошли в прямое противоборство с т.н. коллективным Западом, диаспоры должны использовать свое положение и возможности для того, чтобы поддержать Россию, донести позицию нашей страны и объективную информацию о ситуации не только до членов национальных общин в Российской Федерации, но и, по возможности, до населения стран исхода и членов диаспор в зарубежных государствах.

Приведу пример Молдовы. Сейчас существенная часть трудовых мигрантов из этой страны оседает на Западе. Практически у каждого выходца из Молдавии, живущего в России, есть друзья, родственники, знакомые, которые находятся в Европе. Там им преподносят совершенно определенную картину происходящего. Если мы будем молчать, то у них такое видение и останется. Значит, надо стараться доносить до них наш взгляд на ситуацию.
Диаспоры могли бы оказать существенную поддержку продвижению позиции России, просто занимаясь повседневной информационной работой: общаясь со своими знакомыми из Молдавии и Европы, разъяснять им, что происходит и чего мы пытаемся добиться, проводя спецоперацию на Украине. И в более широком смысле рассказывать о политической линии России.
Сейчас на Западе одним из ключевых элементов антироссийской пропаганды является попытка обвинить Россию в том, что все сложности, которые там возникают – инфляция, стремительный рост цен на продовольствие, бензин и другие нефтепродукты, на газ – связаны исключительно с действиями России. Мол, Россия такая плохая, она целенаправленно создает проблемы для всего мира.

Объяснять людям, что на самом деле не мы это всё это начали, — это очень важный элемент информационной, пропагандистской работы, которую национальные общины могли бы отчасти взять на себя.


Заслон на пути террористов
Миграция способна оказывать все большее влияние на ситуацию внутри страны и далеко не всегда, увы, влияние положительное. Россия граничит с Украиной, на территории которой идут боевые действия, более того, эти боевые действия концентрируются непосредственно рядом с границами нашей страны. В связи с этим возникает целый ряд дополнительных рисков, о которых мы чаще всего просто не задумываемся и которые не получают должного освещения в СМИ. Большой поток беженцев из Украины в Россию несет в себе опасность проникновения на нашу территорию потенциальных террористов и диверсантов. На протяжении последних десяти лет, это началось еще до 2014 года, с помощью западных инструкторов на Украине велась подготовка террористических и диверсионных групп, причем, на очень серьезном, профессиональном уровне. Были созданы два крупных воинских соединения, которые под эгидой иностранных инструкторов и с участием СБУ отрабатывали методики проведения террористических актов на территории Российской Федерации. Члены этих диверсионных групп направлялись для прохождения боевой практики в том числе в Сирию. Там у них была возможность войти в контакт с представителями ИГИЛ* и других террористических организаций псевдоисламского толка, наладить контакты с «братьями по оружию». С учетом того, что «игиловцы» тоже постоянно работают над созданием своей агентурно-террористической сети в России, в результате такого альянса может возникнуть довольно неприятный для нас «интернационал» бандитов и террористов из разных стран. Преимущество украинских боевиков в том, что это те же славяне, не отличающиеся от нас внешне и говорящие на том же языке, чувствующие себя совершенно свободно в нашей среде, что существенно облегчает для них решение поставленных задач. Если они объединят усилия с представителями азиатских или кавказских террористических групп, которые прошли специальную подготовку и имеют боевой опыт, полученный на Северном Кавказе или на Ближнем Востоке, может возникнуть серьезная угроза.
Понятно, что никакие морально-этические соображения не остановят ответственных лиц в руководстве Украины от принятия решения об активном использовании специалистов по диверсионно-террористической деятельности против России на ее территории. Свидетельством этому, в частности, стал совсем недавний факт, когда два украинских вертолета целенаправленно нанесли удар по нефтебазе в Белгородской области, подтверждающий, что в вопросах применения террористических методов для украинского режима государственные границы препятствием не являются.
Конфликт на Украине приобрел значительный масштаб и затронул большие массы людей, вынужденных покидать родные места. Тщательную проверку мигрантов, беженцев, переселенцев в короткие сроки наладить довольно сложно. Поэтому нельзя исключать вероятность того, что в Россию проникнут люди, часть из которых являются специально заброшенными диверсантами, а часть – просто убежденные в том, что Россия - агрессор и с ней нужно бороться любыми методами, то есть люди, потенциально готовые к вербовке представителями структур, организующими террор на чужой территории.

В связи с этим диаспоры, зная свой контингент, должны мобилизовывать своих членов на то, чтобы вести постоянную работу со своим окружением, убеждать людей соблюдать законы и правила страны пребывания, разъяснять им пагубность противоправной деятельности, а тем более поддержки или участия в террористических структурах, а также не проходить мимо информации о людях и ситуациях, которые потенциально могут нести в себе угрозу террористической деятельности.

Кроме того, в связи с сегодняшними событиями облегчается вариант нелегальной заброски в Россию больших партий вооружений. На Украине есть огромное количество неучтенного оружия, в том числе весьма разрушительного, количество его постоянно возрастает, и если сколько-нибудь значительная его часть попадет в Россию, то это существенно повысит возможности криминалитета и террористических организаций. Как свидетельствуют наши пограничники, с украинской стороны эта работа ведется на достаточно профессиональном уровне: уже сейчас целенаправленно разработаны и обслуживаются каналы по переброске вооружений на территорию России.
Соответственно, руководство национальных диаспор на это тоже должно стараться обращать внимание. Не стоит рассчитывать, что диаспоры останутся в стороне, а все вопросы решат спецструктуры.


Расширение полномочий ФНКА – требование времени
Сегодня ограничивать себя работой исключительно по линии культурных связей и сохранением языков для диаспор – непозволительная роскошь.

Нужно менять акценты в работе ФНКА, расширять их полномочия, выходить за рамки исключительно культурологических вопросов. Мне кажется, в новых условиях диаспоры должны больше ориентироваться на политическую составляющую, принимать участие в информационно-политической работе, шире использовать средства «народной дипломатии», стремиться оказывать соответствующее влияние на руководство стран исхода.

Примером такой работы могут быть два последних обращения ФНКА Молдаван России от лица всей молдавской диаспоры к президенту Республики Молдова с настоятельной рекомендацией не разрушать добрососедские отношения между нашими странами, сохранять нейтралитет в российско-украинском конфликте и не дать втянуть республику в это противостояние, как того хотели бы страны Запада.
Еще несколько мыслей в связи с вышесказанным. Для диаспор, связанных со среднеазиатскими республиками, камнем преткновения остается конфессиональный фактор. Почему так активно на территории России и в сопредельных странах шла вербовка представителей среднеазиатских диаспор в различные террористические организации? Потому, в том числе, что им внушалось, что Россия — это враг ислама, что, борясь с российским режимом они делают благое дело для своих стран и народов, такая их деятельность якобы соответствует требованиям Корана, наставлениям пророка Мухаммеда и т.п.

Поэтому им важно не только самим проводить профилактические мероприятия, но и привлекать к ним профессионалов, которые смогут объяснить, что такое понимание ислама – сознательно извращенное, что ислам вовсе не требует тотального уничтожения всех иноверцев, а Россия, наоборот, на протяжении всей своей истории благожелательно относилась к исламу и его носителям.

В России огромная по численности и очень влиятельная украинская диаспора. Мне кажется, было бы хорошо, если бы они выступили с определенными инициативами в свете тех событий, которые происходят на Украине. Что это может быть?

Национальная община украинцев России могла бы принять более активное участие в восстановлении административной и политической инфраструктуры, промышленности, коммунального хозяйства освобожденных районов. Там нужно будет налаживать нормальную жизнь, нормальное управление, и далеко не всегда в этом можно опереться на чиновников старого режима. Нужны новые люди.

Украинская диаспора могла бы предложить некий список своих кандидатов - а я уверен, что такие найдутся, которые готовы были бы хотя бы на короткий срок выехать в освобожденные районы и помочь там в налаживании системы управления и восстановлении хозяйства.
Да, это совершенно новые функции для ФНКА, об этом обычно не думают, и в законе это не прописано…  Но именно сейчас пришло самое время для более широкого взгляда на характер диаспоральной работы.

Юрий Нагерняк
академик РАЕН, гендиректор Международного фонда содействия развитию культуры, науки и образования "Гуманизм, Прогресс и Правопорядок"