Миграционная политика меняется в сторону ужесточения

Миграционная политика меняется в сторону ужесточения

Миграционная политика меняется. Во-первых, еще до начала пандемии фактически принято решение об ужесточении контроля над мигрантами. В начале марта 2020 года был выпущен перечень поручений Президента по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Речь в этом документе в числе прочего шла и о том, что необходимо ужесточать контроль над иностранными гражданами.

Во время пандемии эти решения обсуждались, были сформулированы рамки нового законодательства в соответствии с поручениями, постепенно вводились новые понятия. С одной стороны, декларировалась либерализация доступа к виду на жительство, с другой – появились упоминания о необходимости установки специальных приложений на гаджеты иностранных граждан. Речь идет о контроле за местоположением мигрантов и за содержимым их устройств. Параллельно менялись и требования к работодателю. Работодатель, если он хочет принять иностранного гражданина, сначала должен зарегистрироваться в государственной системе, и только после получения разрешения от службы занятости может нанимать на работу мигранта.

Другими словами, создается инструмент, который формально призван вывести работодателей и иностранных работников из серой зоны, но фактически может, наоборот, подталкивать их туда: необходимость раскрывать персональные данные многих пугает.

Все последние инициативы Следственного комитета и Генпрокуратуры находятся именно в русле вот этих решений по ужесточению контроля над мигрантами.


Во-вторых, в последнее время мы наблюдаем изменение картины в информационном пространстве. Начиная с лета прошлого года муссируется тема роста преступности среди мигрантов и опасностей, с этим связанных. На самом деле это не так: мигрантами, выходцами из стран СНГ, совершается всего 2,8% преступлений.

Более того, если посмотреть преступность иностранных граждан с 2010 года, то три последних года преступность вообще минимальная.

В 2021 году она чуть-чуть подросла, но все равно ниже, чем с 2010 по 2018 годы.

На мой взгляд, идет попытка в информационном пространстве переключить внимание с внутрироссийских социально-экономических проблем на миграционную тематику.
По всем опросам последних лет миграционная тематика россиян не шибко волновала. Их волнуют социально-экономические проблемы: рост цен, инфляция, доступ к социальным лифтам, социальное неравенство, бедность.

Но когда какую-то проблему осознанно поднимают в информационном поле, она начинает жить самостоятельной жизнью.


Я считаю, что государство приоритетной задачей однозначно поставило предотвращение незаконной миграции в целях государственной безопасности, и именно на это направлены все последние инициативы.

Что касается вопросов адаптации и интеграции мигрантов, эти задачи также декларируются, но, если посмотреть предысторию вопроса, становится понятно, что тут тоже был момент выбора пути, и мы его сделали.

Главными условиями для интеграции у нас объявили знание русского языка, истории, законодательства и т.п.

Мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Должен иностранец, работающий в России, знать русский язык? Все обыватели скажут – конечно, должен!

Эти меры будут поддержаны населением. При этом ни для работодателей, ни для самих иностранцев несовершенное владение языком не является проблемой.

Для мигранта на первом плане стоят какие вопросы? Доступ на российский рынок труда, доступ к жилью, здравоохранению, образованию. Но это более сложные для решения задачи. Например, как реорганизовать систему образования, чтобы дети школьного возраста, плохо владеющие русским и обучающиеся до этого по иным программам, смогли перестроиться и адаптироваться? Как обеспечить иностранцам и их детям адекватное медицинское обслуживание?

Отдельно мигранты отмечают, что для них очень важно наладить доброжелательные отношения с местным населением. А для этого необходима борьба с ксенофобией и мигрантофобией.

Но на данный момент формально мы говорим о необходимости адаптации и интеграции мигрантов, а на практике создается информационный фон, который этой политике препятствует.

Владимир Мукомель
Руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН