Итоги 2013 года

Итоги 2013 года

Год у нас фактически начался 19 декабря 2012 года, когда указом президента была утверждена Стратегия государственной национальной политики. Многие события в этом году происходили в непосредственной связи с этим моментом. Уже в июле был подписан план мероприятий по реализации Стратегии в 2013-2015 годах, и в августе было принято постановление правительства РФ о ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)". Это мне кажется очень значимым, поскольку в этих документах прописаны конкретные мероприятия, которые будут реализованы.

Далее в течение года принимался ряд документов, имеющих отношение к нашей сфере, в частности, был принят закон, определяющий полномочия и ответственность региональных органов власти в области межнациональных отношений. То есть вопросы решались не только на федеральном уровне, но и на региональном.

Очень много документов было принято по итогам двух заседаний Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. Совет вообще работает очень активно. Я была на заседаниях некоторых комиссий в качестве приглашенного гостя, и там обсуждались очень хорошие, конкретные вещи. Все это отразилось и на заседании Совета 22 октября в Уфе. С моей точки зрения, на этом мероприятии были высказаны очень значимые мысли о том, что важно говорить о подготовке специалистов в сфере межнациональных отношений. Должны быть специалисты в области этнологии и антропологии и, с другой стороны, эксперты, непосредственно работающие в сфере межнациональных отношений. Должна вестись и подготовка новых кадров, и повышение квалификации тех, кто уже работает в этой сфере.

Была высказана прекрасная идея об учреждении всероссийской премии за вклад в укрепление единства российской нации. Важно, что будет создан некоммерческий фонд для поддержки мероприятий и общественных проектов по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.

Из значимых тем, которые поднимались на президентском Совете, можно отметить также создание федеральной системы и Центра мониторинга состояния межнациональных отношений, формирование региональной системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, развитие исламского образования.

Еще одна важная тема, которая там звучала, это подход к освещению межнациональных и межконфессиональных отношений в медийном пространстве, формировании этического кодекса журналистов, работающих в этой сфере. Это необычайно актуально, поскольку иногда журналисты непродуманными публикациями эту тему сильно "подогревают".

Несмотря на огромную работу, мы не можем гарантировать, что больше не повторится ситуация, подобная той, что сложилась в Бирюлево. Это событие выявило некие болевые точки, в частности, некорректную работу СМИ, а также то, что национальные организации иногда, закрываясь в своей теме, не могут оперативно реагировать в подобных ситуациях. Важно больше работать с открытостью национальных организаций к тому, что происходит в обществе, чтобы они работали не под себя, а на реальную гармонизацию межнациональных отношений в России.

Еще один из знаковых документов года — это Послание президента Федеральному Собранию, где он также остановился на межнациональной тематике. 2014 год был объявлен в России годом культуры. Это непосредственно наша тема, с которой мы работаем. Владимир Владимирович говорил о том, что во многих странах происходят процессы размывания национальных культур, традиций. Глобализация — это совсем не плохо, но при этом сохранение национальной культуры очень важно, поскольку, сохраняя культуру каждого народа, мы сохраняем культуру нашей многонациональной и мультикультурной страны. 

Сейчас нам необходимо выработать системный подход к тому, что мы делаем в сфере межнациональных отношений. Это касается не только деятельности каждой отдельной организации, но и взаимодействия национальных НКО между собой и с государством. Нужно изучать, собирать и обобщать опыт построения межнациональных проектов, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Также этот системный подход предполагает информирование общества о деятельности национальных НКО. Понятно, что это двусторонний процесс. Иногда этнокультурные НКО сами не дают информацию о своей деятельности. Но организации должны открываться, поскольку многие люди просто не знают и не понимают, чем занимаются этнокультурные НКО. Все это обостряется в ситуации, когда происходит какой-то конфликт. Мы не видим участия лидеров наших этнокультурных организаций в разрешении подобных болевых моментов, и возникает вопрос: "Что делают национальные НКО? Зачем они существуют?" Об этом надо говорить и, конечно, выходить за пределы только своей этнической тематики.

Важный момент, который стоит на повестке дня, — профессиональное продвижение лидеров этнокультурных организаций. Если люди будут повышать свой профессиональный уровень, будет больший интерес к их деятельности, они будут больше проявлять себя. Естественно, тогда и авторитет этнокультурных организаций будет расти. А если будет виден интерес государства к их работе, и сами они начнут больше уважать то, что они делают, то, мне кажется, это повысит и уважение к ним в обществе.

Конечно, для такой работы нужна законодательная поддержка с точки зрения налоговых льгот для таких организаций и законодательное оформление того, что они занимаются серьезной и важной для общества работой. Я уже не раз говорила, что очень важно и значимо, чтобы мы становились партнерами государства в реализации Стратегии государственной национальной политики. В ситуации, когда мы работаем на наше общество, государство воспринимает нас как партнеров, и мы взаимодействуем по-настоящему, расширяется и диапазон наших возможностей, и мы реально работаем на гармонизацию межнациональных отношений, что сейчас так необходимо.

В этом году было много выступлений на межнациональную тему. В этой связи я хотела бы подчеркнуть еще один важный момент  – ответственность людей за то, что они говорят. Нельзя позволять себе расслабляться, выражать какие-то свои личные эмоции, когда человек выступает как представитель органов власти или национальной организации или как политический деятель. Нужно контролировать свои слова, так как это очень болезненная тема. Поэтому я всегда призывала и продолжаю призывать наших коллег начинать гармонизацию межнациональных отношений с себя. Невозможно работать с этой тематикой, будучи нетолерантным человеком, который реально в гармонизации не заинтересован, не может преодолеть свои предубеждения и стереотипы.

В целом, мне кажется, год был очень насыщенный и успешный. Несомненно, было продвижение в плане взаимодействия национальных организаций между собой и с государством. Дай бог нам это дело продолжить в 2014 году, и тогда, надеюсь, мы достигнем новых успехов в этой сфере. 

Евгения Михалева
директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений