По заветам неоязычников

По заветам неоязычников

С лета прошлого года в федеральные ленты попало как минимум пять случаев задержания членов экстремистских религиозных объединений и украинской молодежной радикальной группы, участниками которых по большей части являются молодые люди. Немало новостных поводов давали и уголовные дела о реабилитации нацизма, последнее из которых заведено 14 мая 2021 г.  в Подмосковье после публикации в соцсетях видеоролика на латышском языке, искажающего вклад СССР в итоги Второй мировой войны.

Что объединяет эти истории и чем вызван интерес молодежи к последователям и сторонникам тех, с кем воевали их деды и прадеды?

Искать в случае с казанским стрелком и других привязки к национальным мотивам не стоит. Подобные случаи пресекаются в разных регионах страны и связаны с развитием информационного пространства.

Виртуальные площадки распространяют деструктивный контент, содержащий националистические и экстремистские идеи, и идеи, которые фальсифицируют историю и реабилитируют нацистов. А их катализаторами выступают по большей части социально-экономические факторы.

Такой контент сложные вопросы объясняет легко и просто и через призму черно-белой картины мира формирует стереотипные установки и представления. А дальше начинают работать сложившиеся стереотипы".

Например, когда происходит конфликт с участием представителей разных национальностей, зачастую информация о ситуации подается некорректно, с упором на межэтническую составляющую.

После принятия закона о противодействии эстремизму в 2002 году из всех официальных СМИ практические исчезли установки экстремистского характера, содержащие признаки возбуждения вражды либо ненависти, призывы подвергать геноциду или депортировать людей по расовым, религиозным признакам, насильственному захвату и удержанию власти и сепаратизму. Весь этот контент  переместился в виртуальное пространство, которое не в полной мере регулируется существующим законодательством.

И хотя с таким контентом борются правоохранители, пока Интернет дает возможности оставаться анонимным, он позволяет распространять деструктивный контент, который легко подхватывается сегментом общества, слабо ориентирующимся в большом потоке информации. Сеть пользуется высокой степенью доверия у молодежи, считающей его политически неангажированным источником, и воспринимает это как чистую правду, в отличие от СМИ.  И этой информации доверяют, тем более что представлена она упрощенно, в виде картинок и видеороликов".

Если перейти в частности, увлечение идеями национал-социализма, неонацизма молодежи связано с широким распространением контента, которым национал-социализм оправдывается. Последователи идеологии Гитлера грамотно играют на стереотипах и формируют толерантное отношение к себе.

У этнического национализма для сплочения всегда есть враг, против которого "дружат".

"Часть представителей русского национализма являются носителями неоязыческих идей. Неприязнь к евреям сближает их со сторонниками национал-социализма, свастика у них является символом движения солнца, солярным знаком, чисто языческое значение "от сердца к солнцу" имеет нацистское приветствие… Через это они ретранслируют неоязыческую информацию молодежи, которая принимает ее как идеологию и невольно начинает приобщаться к идеям национал-социализма".

Для заведения в массовое сознание идей национал-социализма Марцинкевич использовал социальные проекты, например борьбу с педофилами. Проект получил большую популярность в регионах. Постепенно региональные ячейки стали превращаться в нацистские, и стали еще одним каналом формирования позитивного толерантного отношения к идеологии неонацизма.

Психологи выделяют три категории людей, становящихся колумбайнерами. Это подвергшиеся насилию в детстве, люди с расстройством психики и садисты.

С развитием Интернета деструктивные практики стали тиражироваться не только СМИ, но и кинематографом, поставляя потенциальным шутерам готовый алгоритм действий и образец для подражания:

"Связь с неонацизмом в отдельных случаях коллумбайнинга прослеживается. И на мой взгляд, один из инструментов прекращения коллумбайнинга – абсолютное забвение". 

Вадим Шиллер
Директор Координационного центра Кемеровского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент