По заветам неоязычников
С лета прошлого года в федеральные ленты попало как минимум пять случаев задержания членов экстремистских религиозных объединений и украинской молодежной радикальной группы, участниками которых по большей части являются молодые люди. Немало новостных поводов давали и уголовные дела о реабилитации нацизма, последнее из которых заведено 14 мая 2021 г. в Подмосковье после публикации в соцсетях видеоролика на латышском языке, искажающего вклад СССР в итоги Второй мировой войны.
Что объединяет эти истории и чем вызван интерес молодежи к последователям и сторонникам тех, с кем воевали их деды и прадеды?
Искать в случае с казанским стрелком и других привязки к национальным мотивам не стоит. Подобные случаи пресекаются в разных регионах страны и связаны с развитием информационного пространства.
Виртуальные площадки распространяют деструктивный контент, содержащий националистические и экстремистские идеи, и идеи, которые фальсифицируют историю и реабилитируют нацистов. А их катализаторами выступают по большей части социально-экономические факторы.
Такой контент сложные вопросы объясняет легко и просто и через призму черно-белой картины мира формирует стереотипные установки и представления. А дальше начинают работать сложившиеся стереотипы".
Например, когда происходит конфликт с участием представителей разных национальностей, зачастую информация о ситуации подается некорректно, с упором на межэтническую составляющую.
После принятия закона о противодействии эстремизму в 2002 году из всех официальных СМИ практические исчезли установки экстремистского характера, содержащие признаки возбуждения вражды либо ненависти, призывы подвергать геноциду или депортировать людей по расовым, религиозным признакам, насильственному захвату и удержанию власти и сепаратизму. Весь этот контент переместился в виртуальное пространство, которое не в полной мере регулируется существующим законодательством.
И хотя с таким контентом борются правоохранители, пока Интернет дает возможности оставаться анонимным, он позволяет распространять деструктивный контент, который легко подхватывается сегментом общества, слабо ориентирующимся в большом потоке информации. Сеть пользуется высокой степенью доверия у молодежи, считающей его политически неангажированным источником, и воспринимает это как чистую правду, в отличие от СМИ. И этой информации доверяют, тем более что представлена она упрощенно, в виде картинок и видеороликов".
Если перейти в частности, увлечение идеями национал-социализма, неонацизма молодежи связано с широким распространением контента, которым национал-социализм оправдывается. Последователи идеологии Гитлера грамотно играют на стереотипах и формируют толерантное отношение к себе.
У этнического национализма для сплочения всегда есть враг, против которого "дружат".
"Часть представителей русского национализма являются носителями неоязыческих идей. Неприязнь к евреям сближает их со сторонниками национал-социализма, свастика у них является символом движения солнца, солярным знаком, чисто языческое значение "от сердца к солнцу" имеет нацистское приветствие… Через это они ретранслируют неоязыческую информацию молодежи, которая принимает ее как идеологию и невольно начинает приобщаться к идеям национал-социализма".
Для заведения в массовое сознание идей национал-социализма Марцинкевич использовал социальные проекты, например борьбу с педофилами. Проект получил большую популярность в регионах. Постепенно региональные ячейки стали превращаться в нацистские, и стали еще одним каналом формирования позитивного толерантного отношения к идеологии неонацизма.
Психологи выделяют три категории людей, становящихся колумбайнерами. Это подвергшиеся насилию в детстве, люди с расстройством психики и садисты.
С развитием Интернета деструктивные практики стали тиражироваться не только СМИ, но и кинематографом, поставляя потенциальным шутерам готовый алгоритм действий и образец для подражания:
"Связь с неонацизмом в отдельных случаях коллумбайнинга прослеживается. И на мой взгляд, один из инструментов прекращения коллумбайнинга – абсолютное забвение".
Вадим Шиллер
Директор Координационного центра Кемеровского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент