Этнополитика 2020: от констатации к управлению
Закончился 2019 год - первый год выполнения уточнённой Стратегии Государственной национальной политики, страна вступила в третье десятилетие ХХ1 века. Можно и нужно подвести некоторые итоги реализации новой этнополитики, которая отвечает вызовам третьего десятилетия ХХ1 века, в которое мы вступили несколько десятков часов назад.
Статьёй В.В. Путина, опубликованной в 2012 году “Россия: национальный вопрос”, были заложены основы современной этнополитики в нашей стране. Разработанные затем документы Стратегического планирования, их реализация позволили восстановить этно-культурный суверенитет страны, а государство вернулось в национальную политику.
Можем констатировать, что проведённая работа всех акторов этого процесса (органов власти, институтов гражданского общества и научного сопрововождения), в уходящем году и её результаты носят положительную динамику.
Принят план реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Подготовлены изменения в государственную программу Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", касающиеся поддержки национально-культурных автономий и иных организаций, участвующих в реализации государственной национальной политики.
Разработаны рекомендации по реализации новых профстандартов, повысилась роль ОМСУ в укреплении межнационального согласия. По данным социологов, этноконфессиональные отношения переместились во второй десяток волнующих россиян проблем.
Это значимые результаты, и их список можно продолжить.
Вместе с тем вся тональность подведения итогов проделанной работы далека от самолюбования, и отличалается серьёзным анализом положения дел, механизмов реализации поставленных задач, поисков новых форм работы и позитивных практик.
Эта тональность была задана на заседании Совета при Президенте Российской Федерации в городе Нальчик, которое состоялось 29 ноября 2019 года. Поручения Президента по итогам этого заседания-дорожная карта наших действий на ближайший год.
Хотелось бы обозначить некоторые направления движения по этой карте.
Стратегия прямо предусматривает участие институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики посредством их вовлечения в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды и использования
их потенциала в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, а также по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве.
Основу правового регулирования деятельности национально-культурных и межнациональных объединений граждан составляют федеральные законы, принятые еще в 90-е годы прошлого века. Поэтому на современном этапе формирования новой этнополитики необходима серьёзная работа по совершенствованию её правовой базы. И это работа активно проводится.
Национально-культурные и межнациональные общественные объединения без сомнения являются неотъемлемой частью механизма реализации государственной национальной политики, партнерами органов государственной власти, тем институтом гражданского общества, без которого координация взаимоотношений граждан и государства существенно затрудняется.
В настоящее время в Российской Федерации созданы и действуют 1 210 национально-культурных автономий, 20 из которых обладают статусом федеральных, 288 являются региональными, 902 – местными (к сожалению, механизма статистического учета иных национально-культурных и межнациональных объединений сейчас не существует).
Данную форму самоорганизации использовали 77 из 193 народов России. Например, небывалый интерес к НКА проявился в Республике Крым, там действует 92 НКА, из которых 15 региональных и 77 местных.
Рассматривается вопрос о создании Федеральной НКА крымско-татарского народа, в стадии оформления осетинская федеральная автономия. В подавляющем большинстве случаев НКА являются примером эффективного сочетания общественной инициативы и государственной поддержки.
НКА не самая многочисленная группа общественных объединений, но в данном случае не число имеет определяющее значение.
Основу правового регулирования её деятельности составляет Федеральный закон «О национально-культурной автономии», действующий с 1996 года и за весь период своего действия практически не подвергавшийся корректировке. За 23 года изменения в этот закон вносились всего 10 раз, последнее – в 2014 году. При этом действительно влияющими на деятельность национально-культурных автономий можно назвать, пожалуй, только изменения 2003, 2009 и 2014 года.
В условиях динамично развивающегося правового регулирования подобная стабильность – скорее недостаток, нежели достоинство.
Представляется обоснованным расширить сферу регулирования закона о национально-культурной автономии, дополнив его нормами, регулирующими особенности правового статуса национально-культурных автономийиных видов (фонды, центры, ассоциации, союзы, землячества и т.д), которых в стране около 5 тыс.
Полагаю важным и необходимым для преодоления проблем правового регулирования деятельности национально-культурных объединений проведение системного анализа действующих нормативных правовых актов и выработка конкретных предложений по их совершенствованию.
Экспертное сообщество, представители самих национально-культурных объединений готовы поддержать эту работу, оказать всемерное содействие органам государственной власти, дабы найти взаимоприемлемые решения.
Особенно активно идёт нормотворчество в сфере миграции. Тем не менее регионы и особенно работники местного самоуправления вопиют об отсутствии каких-либо директивных документов по интеграции и адаптации, и наша задача заполнить эту лакуну в нормотворчестве. К решению этой задачи готовы активно подключиться учёные и экспертное сообщество.
Недавно, например, коллектив учёных финансового университета при Правительстве России завершил первый этап НИР по этому поводу. В качестве рекомендаций рассматривается несколько предложений: от разработки Миграционного Кодекса, Концепции адаптации мигрантов, до мнения, что отдельный закон по адаптации и интеграции невозможен. Нет предмета регулирования, различные аспекты вопроса разбросаны по разным законам. Их исключение из других законов нецелесообразно, т.к. якобы обрушит законодательство.
Изучения опыта зарубежных стран, в которых подобного отдельного закона нет (например, Германии), показало, что вопросы адаптации прописаны в целом ряде законов по смежным правовым аспектам. К слову, учёные Финуниверситета разработали и предлагаемые формулировки по предмету регулирования и дефинициям и готовы представить их в этот Совет.
Хочу напомнить, что подобные трудности мы испытывали при работе над проектом уточнённой редакции Стратегии госнацполитики. Тогда по поручению Президента был создан научный Совет РАН (под руководством наших уважаемых академиков Тишкова В.А. и Хабриевой Т.Я.). Совет и предложил целый ряд научных определений, которые приняты сегодня в общественно-политическом дискурсе.
Можно было бы попросить уважаемых членов Научного Совета российской академии наук разработать и внести определения по адаптации, интеграции и другим важнейшим понятиям миграционной политики государства.
Несколько слов об организации мониторинга этноконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов.
Проделана немалая работа по отлаживанию этого важного механизма управления этнокультурным разнообразием. Но жизнь не стоит на месте. Раздаются предложения включить в мониторинг так же и тематику адаптации и интеграции иностранных граждан. Тема актуальная и заслуживает поддержки экспертного сообщества.Было бы хорошо, если бы ФАДН России совместно с МВД, Минтрудом, Минздравом, МИДом проанализировали региональный опыт ,подготовили методические рекомендации, в которых особенно нуждаются ОМСУ.
Мы вступили в активную фазу Подготовки к проведению Всероссийской переписи населения 2020 года. Не в этой аудитории говорить о важности этого события.
Хочу напомнить, что перепись является единственным официальным источником сведений о национальностях и языках. И каждый у нас в стране имеет свободу указывать свою национальность в том виде, как полагает нужным. Это соответствует статье 26 Конституции. В других странах такой возможности у людей зачастую нет.
В нашей стране более 15% граждан проживает в национально-смешанных семьях, поэтому немалая часть населения укажет во время переписи смешанное, точнее сказать, двойное самоопределение. Будут также указывать не один, а два родных языка. Например, во многих российских республиках вторым родным языком является русский язык.
Согласно многим научным исследованиям Российской академии наук и вузов, двойные ответы о национальности и родном языке могут дать 12-15% населения, а в регионах даже четверть населения. Т.е. речь идет о миллионах людей.
Технически учесть такое разнообразие-непростая задача. В этих условиях следует подчеркнуть необходимость тщательной подготовке переписных мероприятий, важности более тщательного отбора и подготовки переписчиков, максимально полного учёта мигрантов. Особо ответственная задача-разъяснение населению, представителям национальных сообществ порядка и правил электронной переписи.Опыт прошедших переписей 2002-го и 2010-х годов показывает, что она несёт определённые риски этнической мобилизации и попытки определённых приписок в республиках в пользу титульных национальностей.
Перепись населения в России впервые пройдет через интернет и впервые люди сами будут заполнять переписные листы.
Это серьезный прорыв в цифровое будущее, но и серьёзный вызов для государственного управления и всех, кто будет пользоваться результатами переписи.
В последнее время всё более важное значение приобретает информационное сопровождение государственной национальной политики.После поручения Президента РФ №Пр-2556 от 29 декабря 2018 года начался новый этап в развитии телекомпании «Первый Российский Национальный Канал». За короткое время благодаря поручения Президента телекомпания осуществляет вещания по всей территории РФ через ПАО «Ростелеком» на 58 кнопке.
Выстроено сотрудничество с органами исполнительной власти РФ, в частности с ФАДН России, Минкомсвязи, Роспечати, министерствами национальной политики регионов РФ. Проведены совещания для оказания информационной поддержки реализации поручения Президента РФ.
Организованы телемосты с регионами РФ (Татарстан, Ингушетия, Мордовия, Удмуртия, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика). Производится и выпускаются в эфир оригинальные информационные выпуски новостей, информирующие жителей страны о реализации государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях. На постоянной основе выходят в эфир программы “ Лица России”, “Лики национальной красоты”, «Национальный вопрос» (Более 73 программ), спецвыпуски, посвящённые важнейшим событиям этнокультурной жизни.
Вместе с тем для стабильной работы телеканала федерального значения было бы целесообразно в плане реализации Стратегии предусмотреть возможность поддержки ряд телевизионных программ, так как это делается в отношении печатных СМИ и интернет ресурсов, а так же решить вопрос о заключение соглашений с субъектами РФ на производство и распространение видеоматериалов в рамках информационного обеспечения реализации государственной национальной политики, предусмотренной Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г.
Конечно, указанные мною проблемы далеко не исчерпывают перечень задач, которые нам придётся решать в 2020 году. При проведении любого мероприятия мы будем иметь ввиду главную двуединую задачу-укрепление российской нации и поддержку этнокультурного развития всех народов, населяющих нашу многонациональную Родину.
Владимир Зорин
Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН