Миграция и межнациональные отношения
Сеть этнологического мониторинга (РОО «Содействие осуществлению этнологического мониторинга и раннему предупреждению конфликтов») является одной из старейших в России общественно-научных организаций, которая более 20 лет занимается вопросами мониторинга межнациональных отношений в тесном сотрудничестве с Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук. С 2018 г. при поддержке Фонда президентских грантов (№ 18-1-002116) Сеть этномониторинга реализует научно-прикладное исследование «Миграция и межнациональные отношения: государственно-общественное партнерство по адаптации и интеграции мигрантов в регионах России».
В этом исследовании впервые разделены два таких важных понятия российской миграционной политики и законодательства, как адаптация и интеграция мигрантов, хотя они тесно связаны и на практике пока еще используются как одно понятие.
Второе: выделены институты гражданского общества как самостоятельные субъекты миграционной политики, и поэтому важнейшая для проекта тема – сотрудничество в этой сфере органов власти и общественности. Важно оценить возможности такого сотрудничества. В этом направлении специалистами и политиками пока было сделано мало.
В чем суть проблемы? Трудовые мигранты в России, прибывая из других государств, сталкиваются не только с проблемой поиска работы и обустройства, они попадают в новую общественную и культурную среду, которая требует адаптации. Успешность адаптации, т.е. освоение необходимых знаний о стране, правовых норм, правил поведения, обязанностей и прав временного жителя во многом зависит не только от официальной миграционной политики, но и от отношения местных жителей к приезжим. Исследования показывают, что численность, темпы и состав мигрантов, хотя и важны, но в современных условиях России не являются главными.
Решающую роль играет процесс интеграции, т.е. бесконфликтное сочетание местной и привносимой культуры. И здесь особое значение имеет настрой местных жителей на восприятие и принятие миграции.
В западноевропейских государствах, где под интеграцией исключительно понимается адаптация, а общественное мнение заменено штампами политкорректности, за последние годы резко умножились политические разногласия и возросла опасность миграционных конфликтов. Россия, как одна из принимающих большое количество зарубежных мигрантов, имеет сходные проблемы, но и важную особенность – преобладание мигрантов из бывших советских республик, которые были одной страной и до сих пор сохраняют гуманитарные, культурные, семейные, политические и экономические связи с Россией.
Понимание россиянами того, что в нашу страну прибывают бывшие соотечественники, существенно ограничивает ксенофобскую риторику. Это выгодно отличает Россию от многих западано-европейских государств.
Знание реальных общественных настроений важно и для россиян, и для мигрантов, оно улучшает общественный климат вокруг проблемы трудовой миграции, способствует адекватному управлению процессами адаптации и интеграции. Научный проект рассматривает интеграцию как процесс подготовки иностранного мигранта к постоянному проживанию в России с перспективой гражданства. Этот процесс включает в себя не только овладение мигрантами русским языком, знание основ российской Конституции и других правовых норм, но также развитие позитивного отношения к России, ознакомление с ее историей, уважение и восприятие российской культуры. Он также предполагает ознакомление местных жителей с культурой мигрантов.
После исчезновения СССР в России разразился демографический кризис, но иммиграция значительно пополнила население страны, смягчив потерю населения; она также внесла большой вклад в экономику и обеспечение ряда важных социальных услуг для миллионов россиян. Заработанные мигрантами средства были и остаются важным источником обеспечения семей в странах-донорах миграции. Потому не следует впадать в крайности, как это происходит сегодня в странах Европы, и воспринимать миграцию только как источник рисков и угроз.
Необходимо учитывать отечественные уроки истории, а они свидетельствуют, что перемещение трудовых ресурсов между республиками СССР было надежным источником экономического развития. Этот ресурс пока еще есть у России, но он не бесконечен.
Исследовательский проект Сети этномониторинга, представляемый на Пермском форуме национального единства, поставил задачей оценить потенциал общественных организаций – в какой мере они могут эффективно участвовать в реализации государственной национальной и миграционной политики, каковы возможности общественников в социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, способны ли они заблаговременно предупреждать миграционные конфликты. Свою конечную цель проект Сеть этномониторинга видит в разработке научно обоснованных предложений по минимизации ошибок управленческих решений в сфере миграции, прежде всего, таких решений, которые затрагивают этнокультурные интересы граждан РФ.
Владимир Зорин
Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН