О поездке в Белгород
13-14 августа состоялась командировка в Белгород в связи со сложной ситуацией, которая сложилась в поселке Уразово Валуйского района Белгородской области, где 31 июля 2018 г. было найдено тело школьницы с признаками насильственной смерти. Виновным оказался мужчина без гражданства, цыган по национальности. Цыгане России с прискорбием осудили чудовищное преступление и потребовали самого строгого наказания для виновного. Но далее развитие событий пошло по «обычному» сценарию – окружающие огульно обвинили всех цыган в содеянном, начались антицыганские выступления, поджоги цыганских домов.
Практически сразу после случившегося жители поселка Уразова – цыгане - были вынуждены покинуть свои дома и бежать из поселка, в котором прожили 30 лет.
Сразу же из аэропорта московская делегация и местные чиновники и общественники поехали в Уразово (160 км от Белгорода). Глава администрации поселка Рожин А.Н. рассказал о сложившейся ситуации. В поселке зарегистрированы 497 человек цыганской национальности, которые живут дисперсно, а не отдельным поселением. Большинство из них, по его данным, уехали из поселка еще в 2014 г. На вопрос, почему они до сих пор зарегистрированы в Уразово, а не по месту жительства, мы не получили вразумительного ответа.
По сведениям Рожина, в поселке оставалось 150-200 человек, которые покинули свои дома после произошедшего трагического случая.
При этом, опять же по данным Рогожина А.Н., ничего этим людям не угрожало, никаких преследований не было, цыганское население поселка может вернуться, ничего не опасаясь. В это время подошли два молодых человека цыганской национальности, которые в этот день вернулись в поселок, так как им «некуда деваться. Представители власти сказали, что мародерства быть не может, так как все дома охраняются полицией. Мы этого не видели, но, как говорят, днем охрана не нужна, полиция охраняет дома цыган только ночью.
Мы попросили показать нам те дома, где были случаи поджога, наша просьба была выполнена. Это произошло в трех домах. В двух из них были целиком сожжены хозяйственные постройки, в одном – выжжена внутри дома целая комната. В общем, полиция и пожарная служба сработали быстро, и не допустили распространения огня, а также пресекли случаи последующих поджогов. Четыре человека были арестованы за поджоги, одного из них отпустили.
К сожалению, мы практически не нашли цыган в поселке и смогли поговорить только с представителями двух семей.
Одна из них была представлена нам как подтверждение того, что никакой угрозы цыганам не было, поэтому они никуда не уезжали. Действительно, в доме жила старенькая бабушка, ее сын женат на русской женщине, они достаточно адаптированы, интегрированы, и сочли, что им нечего бояться и не покинули свой дом. Но в приватном разговоре, пожилая женщина подтвердила нападения на дома цыган, битье стекол в цыганских домах, случаи поджогов. Некоторые убежали, оставив во дворах живность – кур, гусей, уток, собак – власти позаботились, и местные жители забрали их себе.
По словам Рогожина, это подтверждает добрые отношения между соседями, и с этим нельзя не согласиться. С другой – говорит о том, насколько спонтанно было это бегство, и этого бы не произошло, если бы не было серьезной угрозы цыганским семьям.
То, что окружающие перенесли вину одного человека на всех живущих в поселке цыган – это, на наш взгляд, недоработка местной власти.
В результате мы обсуждали меры, которые бы помогли цыганам выйти из сложившейся ситуации. По отношению к тем, кто хочет вернуться, необходимо принять серьезные меры по их безопасности. Но большинство цыган из Уразово (мы говорили с ними по телефону) возвращаться не хотят, боятся. Их дома куплены на материнский капитал и не могут быть проданы, а денег на покупку новых у них нет. Скоро 1 сентября, детям надо идти в школу. Поэтому необходимо попытаться найти способ исправить ситуацию. Местные власти обещали, что все эти вопросы будут решены.
14 августа у нас прошла встреча с заместителем губернатора области — начальником Департамента внутренней и кадровой политики Павловой О.А., секретарем Совета безопасности Белгородской области Мантулиным О.В. и руководителем полиции Белгородской области. Разговор был конструктивный, но с некоторыми оценками ситуации мы не могли согласиться.
Например, Павлова О.А. уверяла нас, что цыгане бежали из Уразова не из-за страха расправы, а из-за стыда за своего соплеменника.
Мы уверены, что любому народу было бы стыдно за такого мерзавца как тот, что совершил преступление, но это не повод для бегства. Кроме того, нас, как всегда, уверяли, что это не межнациональный конфликт, а бытовой. В общем, это так, но грань между этими понятиями слишком тонкая. Нам еще раз подтвердили, что будут следить за ситуацией, проводить работу с местным населением и помогать цыганам.
В результате мы пришли к выводу о том, что ситуация под контролем, все брошенные дома охраняются.
Мы благодарны властям Белгородской области за открытость, прозрачность во время нашей встречи – два дня они были с нами. Глава поселка Уразово поддерживает связь с уехавшими цыганами, решает их бытовые проблемы, но люди все еще боятся возвращаться. На встрече с замгубернатора Павловой О.А., для налаживания диалога и контакта с цыганским населением области было принято решение ввести в Совет по межнациональным отношениям Белгородской области члена Регионального совета ФНКА российских цыган Артура Квика. Не хотелось бы, чтобы благополучная прежде в межнациональном отношении Белгородская область ассоциировалась с погромами и поджогами домов граждан России по национальному признаку.
Надежда Деметер
Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган