Чтобы не допустить ксенофобии, надо действовать всем миром

Чтобы не допустить ксенофобии, надо действовать всем миром

Несмотря на имеющуюся положительную динамику, в Российской Федерации сохраняется угроза роста ксенофобских настроений. Как консолидировать усилия профильных НКО, занимающихся вопросами гармонизации межнациональных отношений и наладить их взаимодействие с госструктурами и институтами гражданского общества? Какие профилактические меры считать эффективными? Эти вопросы мы ставили перед собой, когда задумывали и реализовывали проект «Мир нашему дому! Совершенствование профилактики национального и религиозного экстремизма силами институтов гражданского общества», который поддержал Фонд президентских грантов.

Проект стартовал в сентябре 2017 года и завершается в июне 2018-го. Позади множество мероприятий, можно составить небольшую хронологию: установочная и итоговая конференции, выезды в регионы, круглые столы в Ставрополе, Махачкале, Ростове-на-Дону, Самаре, Казани, Воронеже, Симферополе, Астрахани, Санкт-Петербурге, Москве с участием госслужащих, экспертов, лидеров национальных и религиозных объединений, встречи с общественниками. Проект позволил охватить десять субъектов Российской Федерации, а мониторинг по проблемам экстремизма и ксенофобии велся по всей стране. Обобщали мы и правоприменительную практику, успешный опыт общественников в сфере правового просвещения, правовой защиты пострадавших, адаптации мигрантов. Выпущены учебно-методические материалы для госслужащих и гражданских активистов.

Проект имеет свою предысторию. Московское бюро по правам человека и общероссийская организация «Юристы за права и достойную жизнь человека» с 2000-х годов вели мониторинг проблем нетерпимости в Москве и за рубежом. Поэтому у нас была возможность рассматривать данную проблематику в динамике, наблюдать за реакцией власти, правоприменителей. За это время многое изменилось. В начале 2000-х мы наблюдали взлет преступности: действовали радикальные, откровенно нацистские группировки, которые совершали нападения на мигрантов, представителей этнических меньшинств, избивали их, убивали. Тогда мы столкнулись с тем, что власть не желала признавать проблему. Такие преступления либо замалчивались, либо недолжным образом  квалифицировались. Нам приходилось говорить о бездействии власти. Потом ситуация изменилась: стали выносить обвинительные приговоры, нейтрализовали большинство группировок. Стала грамотно развиваться национальная и миграционная политика. Появилось Федеральное агентство по делам национальностей. Сегодня проблема межэтнических взаимоотношений для большинства населения, если судить по опросам, не входит даже в десятку волнующих людей проблем, а процент людей, удовлетворенных состоянием дел в межнациональной сфере, в России составляет 78%.

Проблема ксенофобии хоть и несколько ослабла сейчас, но не исчезла полностью. Любые  конфликты – бытовые, социальные – могут приобретать национальную окраску, если в них задействованы представители разных этнических групп. Тогда обиженная сторона или ее сторонники могут поднимать вопрос национально-этнической принадлежности так называемого обидчика. Это мобилизует сторонников обиженных, что часто приводит к насильственным действиям. По-прежнему остра проблема вербовки молодежи. Деятельность радикальных исламистских группировок переместилась в Интернет. Существуют тысячи радикальных сайтов и групп в социальных сетях экстремисткой направленности. Громадное количество видеоматериалов находится в свободном доступе в Сети и побуждает людей к преступным действиям. Проблема трансформировалась, но не ушла.

Наш проект нужен, чтобы изучить и объединить общественные экспертные и юридические силы, то есть найти, выделить тех людей, кто хочет заниматься противодействием и профилактикой экстремизма. Во-вторых, было необходимо создать  новые площадки – как правило, мы их открывали на базе региональных вузов – для того, чтобы специалисты могли рассказать о своем опыте, о различных практиках, о профилактике, о просвещении, о методах реагирования, об экспертной работе. Полученную в результате этого уникальную информацию мы обобщаем и будем распространять. Благодаря проекту мы выступили своего рода посредниками между различными регионами, институтами гражданского общества и властными структурами, чтобы помочь им обмениваться информацией, позитивными практиками.

На разных этапах проекта мы рассматривали подробно местную проблематику региона, где проходило мероприятие, касались наиболее резонансных инцидентов на почве национальной ненависти. Но, думаю, ключевой вопрос, который поднимался на всех конференциях, – о том, что у нас плохо задействованы федеральные телеканалы. А ведь их деятельность могла бы оказать существенное влияние: просвещать, больше рассказывать о жизни разных этнических групп России, о жизни регионов, об историческом вкладе всех национальностей, о героизме в годы войны и в годы восстановления страны. Я считаю, что наше телевидение абсолютно недостаточно в этом смысле работает. Более того: агрессивные ток-шоу, где не уважают собеседника, его точку зрения, воспитывают конфликтное поведение у людей. Это звучало в выступлениях экспертов постоянно.

Второй вопрос, который также можно считать приоритетным, касался более серьезной поддержки неправительственных организаций, национально-культурных автономий. Необходимо развитие национально-культурных объединений, нужна помощь в адаптации мигрантов, их консультирование.

И третий момент: эксперты свидетельствовали, что настроения протеста, нетерпимости нередко провоцируются дефицитом справедливости. Когда плохо работают государственные институты, когда правосудие становится заказным, процветает коррупция, а уровень жизни низкий – нет возможности проявить частную инициативу, открыть свое дело. Эти социально-экономические проблемы часто становятся отправной точкой, источником протеста, который может приобрести национальную окраску. Люди, которые столкнулись с произволом, теряют веру во власть и правовую базу и нередко вливаются в радикальные формирования. Один из главных инструментов решения проблемы – это общественный контроль, меры по нормализации законодательной базы, действий всех уровней власти, по совершенствованию судебной системы.

Александр Брод
Руководитель Московского бюро по правам человека