Стратегия государственной национальной политики должна поставить новые институциональные задачи
Я уже неоднократно говорил, что национальную политику нужно рассматривать как некую отрасль, которую можно поставить наравне с культурой, образованием, молодежной политикой. Все эти отрасли имеют свои учреждения, подведомственные структуры, коллективы, а национальная политика на сегодняшний день представлена, к сожалению, одним Федеральным агентством по делам национальностей на федеральном уровне, в котором работают меньше ста человек, и небольшими коллективами на местах, которые чаще всего лишены своих сетей, позволяющих решать вопросы. А вопросы в национальной политике как минимум находятся наравне с теми, которые стоят перед культурой, образованием и иными отраслями. Ведь там и демографические вопросы, и сохранение языков, традиций, самосознания, сохранение целостности страны, в конце концов.
Поэтому измененная Стратегия государственной национальной политики должна поставить новые институциональные задачи, по моему мнению.
Это большой огромный стратегический документ, в котором непаханое поле работы. Выбирать какие-то строчки из него, неверно сформулированные, – это работа экспертов, которые обладают комплексом видения всех проблем. С точки зрения регионов и практики хотелось бы просто иметь хорошую систему в этой сфере.
У нас в Бурятии нас тоже есть стратегический документ, региональный. Тут уже мы хозяева, поэтому когда мы занимаемся своими стратегиями, мы смотрим на федеральные документы, но однозначно учитываем и региональную специфику. И эта региональная специфика не из газет почерпнута, а из поездок, встреч с людьми и организациями.
По сути дела, региональная национальная политика шагает в ногу со временем и потребностями людей и общественных объединений, представляющих разные национальности. Уже столько было изменено в той же языковой политике, и чем больше делается – тем больше новых вызовов и потребностей возникает, новых взглядов.
Здесь нельзя остановиться. Мы не можем просто отметить какой-нибудь национальный праздник и на этом успокоиться, это бред. За этим праздником встанет еще целый комплекс вопросов, в том числе даже мировоззренческих. У нас в национальной политике много проектов на стыке с тем же патриотическим воспитанием, много проектов, связанных с великой отечественной войной. В национальной политике нет ограничений в посылах. Когда работаешь с коллегами из районов – там у них свои субэтнические факторы, история, этапы заселения. Это бесконечный процесс, который в стратегических документах, конечно, будет меняться и адаптироваться. Но – при всем уважении к нормативно-правовым актам – мы понимаем, что руку на пульсе надо держать вне зависимости от того, поменялся документ или нет.
Михаил Харитонов
Председатель Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Бурятии.