Русские пережили большую травму

Русские пережили большую травму

Фонд “Общественное мнение”, проводивший мониторинг межнациональных отношений по заказу ФАДНа, опросил 17 тысяч человек. Это очень редкое исследование. Обычно опрашивают 1600, максимум 4 тысячи респондентов. В результатах опроса были настолько большие выборки, что они могли показать национальности, которые испытывают несколько бо́льшие сложности, недоверие к людям, неприязнь по национальности. В их числе оказались и русские.

Мы с вами должны понимать, что русские дали такие показатели, потому что, во-первых, они живут в разных районах. Они проживают не только на “русских территориях”, но и в республиках. В исследовании представлены данные по России в целом. У русских, которые выезжают из северокавказских республик, из приконфликтных территорий, например, Ставрополья, конечно, установки большего напряжения.

С другой стороны, русские которые живут в центральных районах, пережили так называемый культурный шок – ситуацию, которая меняла одновременно все сферы жизни.

Мы потеряли Советский Союз, потеряли социальную систему, границы, бывший этнический состав, изменилась экономика – очень много изменений во всех сферах. Русские переживали это более глубоко, потому что считалось, что русские были “старшим братом”, и вдруг они сейчас по нашей государственной системе в равном партнерстве с остальными.

Русские пережили большую травму, поэтому внимание в том числе культурное, чтобы они чувствовали себя в этом равном партнерстве не ущемленными, должно быть обязательно. 

Президент России Владимир Путин очень тонко говорит про все эти национальные вещи. Особенно я бы посоветовала прочитать его выступление на Валдайском форуме в 2013 году. Там он много говорит про историю и в то же время про национальные отношения, гражданскую и этническую, идентичность – как чутко нужно к ним относиться.

Нужно всегда смотреть его ежегодные послания к Федеральному Собранию, потому что они отражают ту тенденцию которая будет закладываться на перспективу и ту ситуацию, которая сейчас есть в стране. Обратите внимание, в 2000 году — первое выступление — он пять раз в выступлении говорит: “Мы — нация”. Он нацию формирует как гражданскую общность. В 2011 году в послании он 18 раз употребил слово “национальный” в гражданском смысле. Для нас это тоже источник, который дает возможность показать как формируется общественное мнение.

Леокадия Дробижева
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН