90% россиян идентифицируют себя через национальность
Недавно ВЦИОМ опубликовал данные исследования о том, частью какой общности россияне ощущают себя в большей степени. Опрашиваемые должны были ответить сами себе на вопрос “Кто я?”. В итоговых результатах этого опроса сказано, что количество россиян, которые при ответе на этот вопрос называют свою национальность, с 2014 года упало на 5%: с 20 до 15. Но это не совсем корректно.
Важно, как спрашивают. Вопрос, который поставили они – он про идентичность персональную. Это личностный вопрос, который рассчитан на личность, а не на общность.
Человек имеет много идентичностей – он может быть учителем, жителем Москвы, и одновременно он русский, или армянин, или азербайджанец, а вместе с тем – и россиянин.
Когда мы спрашиваем “Кто я?”, то конечно они говорят “я мальчик”, “я девочка”, “я папа”, “я мама”. Это идентификация по базовым личностным характеристикам. Тогда этничность уходит очень далеко. И поэтому получаются такие маленькие данные.
Мы же в своих исследованиях задаем вопрос “Кто мы?”, то есть спрашиваем, может ли человек себя соединить с гражданами России или со своей национальностью. И наши данные с данными ВЦИОМ очень сильно расходятся. Когда мы спрашиваем “Кто мы?”, национальность выходит очень значимой идентичностью. Это коллективная идентичность, высокая.
На наш вопрос 90% (а в 2015-2016 гг. 91%) людей отвечают, что они идентифицируют себя как люди своей национальности. Мы проводим исследования по этой программе с 1994 года, опрашивая свыше четырех тысяч человек, и все эти года в результате получаются 90%, 89%, 91% – различий там на несколько процентов, и это вообще не различия при таких выборках.
И это не значит, что они не граждане России: 75-80% опрашиваемых нами людей отвечают также, что они граждане РФ. Тогда как у ВЦИОМ и этот показатель ниже – 59%. В итоге данные, которые приводит ВЦИОМ, не соответствуют той реальной жизни, которая есть.
Леокадия Дробижева
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН