Поддержка нужна только меньшинствам?
По-видимому, сотрудники Центра русского фольклора правы: это выглядит как попытка "оптимизации" госучреждения, которое не приносит дохода и вообще, по мнению чиновников, непонятно зачем существует. Но, помимо социального аспекта, схожего с тем, что мы видим в "оптимизации" сельских больниц или роддомов, в истории с уничтожением русского фольклорного центра проявляется и еще одна закономерность.
Этническая идентичность малых народов в России поддерживается на государственном уровне.
Создана разветвленная система национально-культурных автономий, этнокультурных центров, поддерживаемых государством и финансируемых из госбюджета, которые помогают татарам, башкирам, карелам, коми-пермякам и т.д. не забывать о своих корнях. Но у русских в России подобной системы господдержки нет. "Русские центры" работают только в национальных республиках, где русские составляют меньшинство населения. Создание НКА для русских прямо запрещено законом. В результате русские традиции, этнография, народная культура, "низовая", негосударственная история русского народа — то, что в норме создает и поддерживает в людях ощущение своей этнической идентичности, прочной связи с предками — оказываются "бесхозными". Их изучение и, тем более, продвижение начинает выглядеть как ненужная блажь или хобби немногочисленных энтузиастов.
Так относится к этому государство — в результате так же начинает относиться и общество. Из какого-то ничем не обоснованного страха или предрассудка о том, что "поддержка нужна только меньшинствам", государство создает миллионы людей, лишенных корней.
Но там, где свободный доступ к реальной истории и традиции своего народа отсутствует, начинают распространяться всевозможные мифы о прошлом, антинаучные, часто ксенофобские или просто дикие.
Отказываясь пропагандировать реальную русскую традицию, наоборот, перекрывая к ней доступ, государство поощряет распространение тех идей, за которые потом само же начинает преследовать по 282-й статье УК, за "разжигание межнациональной розни".
Наталья Холмогорова
Директор правозащитного Центра "РОД"