Сегодняшняя миграционная политика загоняет мигрантов в теневой сектор
В прошлом году миграция переросла в международную проблему, и она до сих пор еще не решена. А Российская Федерация ужесточила миграционную политику, что создало для приезжих в страну дополнительные трудности в плане легализации и получения официального статуса, в итоге нелегалов сегодня на территории России стало гораздо больше. Если раньше легальных мигрантов по разным данным насчитывалось около 3 миллионов, то за 2015г. их количество резко снизилось до 1 миллиона 700 тысяч. Очень много людей попали в так называемые «черные списки», и теперь, много лет проживая и работая на территории России, они вынуждены пополнять собой теневой сектор экономики. Такие приезжие и рады платить налоги и жить спокойно, но если они заявят о себе властям, тут же будут депортированы из страны. На мой взгляд, эта парадоксальная ситуация искусственно создана чиновниками Федеративной миграционной службы.
Наша организация много лет выступает за то, чтобы мигрант жил на территории России официально, приносил пользу обществу и экономике, знал русский язык, законы и традиции страны. Государству не нужна массовая армия нелегалов, способствующих процветанию теневого сектора и развитию коррупции. Но сейчас людей загнали в угол, они не могут получить соответствующий статус, а нелегалу, естественно, не нужны ни язык, ни знание законов, ни адаптация в обществе, и это очень тревожная ситуация. Между тем, мигранты могли бы приносить экономике миллиарды долларов, работая на стройках, заводах и фабриках.
Очень хорошо зарекомендовали себя новые регистрационные центры, но их всего два на Москву и Подмосковье, и мощностей явно не хватает. К тому же человек, попавший в «черный список» не может туда обратиться. Я не говорю о серьезных нарушениях закона, но когда приезжего лишают рабочего статуса только за то, что он пару раз перешел улицу в неположенном месте, это ненормально. Он только что приехал, от вокзала не успел далеко отойти, не знает ни законов, ни языка, а его хватают, ведут в отделение, составляют протокол, держат часами, и он подписывает бумаги, лишь бы отпустили, лишь бы уйти. По закону ему должны предоставить переводчика, но специалистов катастрофически не хватает. В результате плодятся нелегалы.
На мой взгляд, сильно завышена стоимость патента. Ведь приезжают не богатые люди, и не от хорошей жизни они стремятся в Россию. Человек уже потратился на дорогу, пока он оформит документы, найдет работу, ему необходимо где-то жить и что-то есть, а тут еще немалую сумму нужно выложить за патент, различные курсы и медицинскую страховку. И снова получается, что мигрант много раз подумает, прежде чем пойдет получать официальный статус. Есть хорошие международные примеры того, как с приезжими работают в Малайзии, Канаде, Гонконге, Дубае, может быть, стоит использовать что-то из опыта этих стран.
Хочется несколько слов сказать и о требованиях к знанию языка, одно дело, если человек приехал работать журналистом или учителем, и совсем другое — подсобным рабочим на стройке. В последнем случае ему достаточно минимального словарного запаса. У нас не все коренное население России знает русский язык в совершенстве, а от мигрантов почему-то это требуется. Тут тоже необходим дифференцированный подход.
Мы хотим, чтобы любой мигрант жил на территории России легально, законно, работал и приносил пользу обществу и экономике страны.
В ближайшее время наша Федерация планирует провести международный форум с участием компетентных экспертов, ученых и правительственных чиновников. По его итогам свои инициативы мы направим главе государства. В первую очередь, будем бороться за легализацию всех мигрантов, снижение стоимости патента и строительство новых регистрационных центров, может быть, даже в каждом районе Москвы.
Мухаммад Амин Маджумдер
Экс-президент Федерации мигрантов России (ликвидирована Минюстом РФ)