Опасно подменять социальные проблемы этническими

Опасно подменять социальные проблемы этническими

Сегодня мы наблюдаем явное улучшение межнациональных отношений в России. И это долговременный, позитивный тренд. Причины его хорошо известны: присоединение Крыма, олимпиада, события на Украине, юбилей Победы. Сыграло свою роль и то, что межнациональные и межконфессиональные вопросы переместились с периферии внутренней политики государства в разряд приоритетных направлений. Появился целый ряд важных доктринальных документов: Стратегия государственной национальной политики, Концепция миграционной политики и статья Владимира Путина «Россия — национальный вопрос». «Дорожные карты», разработанные по реализации этих документов, позволили усилить внимание различных органов государственной власти к данной теме, что тоже отразилось на позитивных тенденциях.

Но сейчас стоит сложная задача закрепить положительный результат в условиях новых вызовов и рисков, с которыми наша страна столкнулась за последнее время. Это, в первую очередь, развивающийся социально-экономический кризис. Он возник не в этом году, и нам придется жить с ним и дальше. Важно, чтобы определенные силы не начали этнизацию социальных конфликтов, а подобные тенденции уже просматриваются. Ни в коем случае нельзя замалчивать межнациональную напряженность и весь негатив списывать на бытовые причины. Не менее опасно переводить все социально-экономические проблемы в этническую плоскость.

Безусловно, дают о себе знать и новые риски, которые пришли к нам с ИГИЛОМ и сирийскими событиями, хотя, в принципе, мы были к ним готовы. Те российские граждане и граждане СНГ, которые оказались в рядах так называемого Исламского государства, сейчас, после бомбежек, начинают уходить с этой территории. А куда они пойдут? Обратно, откуда пришли, и Россия- один из этих адресов, но это тоже создаст дополнительные сложности.

В зоне риска - современная молодежь, они - главный объект идеологической обработки и нападок со стороны экстремистов, радикалов разных мастей и того же ИГИЛ. Нужна серьезная работа по противодействию распространения экстремистских и радикальных взглядов среди школьников и студентов. Я бы даже предложил в вузах ввести такой предмет: террология( от слова терроризм).

В условиях сильнейшего внешнего давления важно повышать культуру межнационального общения, а этому мешает этнокультурный дальтонизм. На студенческих семинарах часто прошу: назовите 10 ведущих национальностей, народов нашей Российской Федерации. И ни в одной аудитории пока не встретил полного ответа. Большинство даже 5 назвать не может. Следовательно, подобным ликбезом, всеобучем надо очень серьезно заниматься, чтобы мы ясно представляли в какой стране, с каким этническим окружением мы живем.

В Стратегии указана цель- формирование общероссийской гражданской нации, что особенно важно в нынешних международных условиях.Одновременно заявлена политика этнокультурного развития всех народов страны.Это получило даже свой термин-двуединая задача.

Вроде, все предельно ясно, но нам пытаются навязать войну идентичностей. Начинаются рассуждения, что важнее для гражданина, имеющего российский паспорт, то что он аварец, ингуш, или россиянин? Людей сознательно запутывают. Но на самом деле, исходя из наших доктринальных документов, одно вытекает из другого, и нет никакого противоречия в том, что я, российский гражданин. люблю свою малую родину. Краткое выражение «Россия - нация наций» адекватно выражает эту ситуацию.

К сожалению, радикально настроенные националисты есть в разных этнических группах, как в больших так и в малочисленных, вот с ними и надо бороться, но без экзальтации, а серьезно и планомерно. Для меня слово «национализм» не содержит положительной коннотации, и рассуждения о «хорошем» и «плохом» национализме- бесперспективно и опасно. Тем более, в последнее время прослеживается опасная тенденция - смыкание этнонационалистов с оппозицией. Она очень опасна. Особенно, когда этнонационалисты различных уровней пытаются оседлать миграционную тему. Здесь особая ответственность ложится на органы муниципального управления: город, село, район. Ведь именно там принимаются практические решения, не в Белом доме и не в пределах садового кольца выделяется место для строительства культового сооружения, места на рынке и формируются школьные классы, такие вещи решаются по месту жительства людей.

Слабым звеном антитеррористической деятельности является недоверие правоохранительных и силовых органов к институтам гражданского общества, национально-культурным объединениям, организациям местного населения. Здесь необходим более активный диалог и сотрудничество. Квалификация руководителей, работающих в этнокультурной сфере, тоже нуждается в повышении. У нас около 23 000 органов местного самоуправления в стране, вот и посчитайте, какую массу специалистов надо подготовить, чтобы чиновник, работающий в регионе, обладал хотя бы минимальными знаниями в этнокультурной политике, традициях и обычаях наших народов. Так что почивать на лаврах по поводу улучшения межнациональных отношений в последнее время, не следует. Впереди напряженная и серьезная работа.

 

Владимир Зорин
Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН