У нас глаза узкие, а душа русская
Не секрет, что у корейцев, живущих в России, с родным языком дела обстоят не слишком хорошо. В Москве осталось очень мало школ с этнической компонентой, половина тех, которые существовали раньше, закрылась из-за экономии средств, хотя лично я не представляю, как можно экономить на школах. Еще сейчас повсеместно идет объединение образовательных учреждений, не всегда целесообразное и оправданное, в результате этнокомпонента, и так небольшая, теряется вовсе. И эта общая беда. Считаю подобную политику в корне неправильной. Взять тот же Крым, когда он присоединился, к России, там из-за остроты вопроса с крымскими татарами статус государственных, наряду с русским, дали украинскому и крымскотатарскому языкам. Очень верное решение, только плохо, когда национальные проблемы положительно рассматриваются лишь с позиции политической целесообразности.
Мы всегда подчеркиваем, что у нас многонациональная страна, и это наше основное богатство. Но раз в России образование по Конституции, бесплатное, думаю, именно государство должно уделять максимальное внимание развитию национальных языков. Даже если в каком-то городе нет компактного проживания того или иного народа, необходимо открывать корейские, армянские, азербайджанские классы, пусть даже 3-4% детей имеют возможность изучать в них свой родной язык. Я противник больших национальных школ, может быть, они и не нужны, потому что, как показывает практика, ни к чему хорошему не приводят. Дети там замыкаются в узком кругу, хуже владеют русским и испытывают определенный дискомфорт, попадая в большой мир. Я противник слова автономия, оно несет за собой обособленность, ограничения, сокращение контактов. Не понимаю этот термин. И любая школа не должна быть полностью национальной. Хотя такие, например, еврейские есть. Они по-своему неплохие, но лучшие учебные заведения все равно полиэтничные.
И раз государство у нас ведает образованием и воспитанием детей, значит, это его прямая обязанность организовывать подобные многонациональные учебные центры, с преподаванием нескольких языков. Тому, кто хочет, нужно обязательно предоставить подобную возможность, ведь люди зачастую просто теряют родной язык. Пока же у нас получается, желаешь — иди учи, а как и где — твои личные проблемы. Мне кажется, такой подход не совсем правильным.
Почему бы не сделать второй язык родным? Я сейчас замечаю, что мы потеряли многих отличных филологов, их остались единицы, и то представители еще советской школы. Нет переводчиков с языков народов РФ. Даже в Академии наук, в Институтах востоковедения, мировой экономики, международных отношений, не хватает востоковедов. Следовательно, поддержка национальным языкам очень нужна. И не так оно сложно, опыт есть, в той же Мордовии активно изучают мордовский язык, в Карелии — карельский, в Чечне — чеченский. Однако далеко не во всех республиках такая хорошая ситуация. Может быть, нужно развивать сеть частных школ, я ничего не утверждаю, просто говорю о необходимости подумать и создать условия.
Язык — основа национального самосознания. Именно он отличает меня, корейца, от китайца, японца или калмыка. У нас у всех похожий, монголоидный тип лица, современная европейская одежда, и пока якут не заговорит по-якутски, а казах — по-казахски, я их сам их не различу. Корейцы говорят: «у нас глаза узкие, а душа русская», но таких с русской душой и узкими глазами в нашей стране очень много. И только родной язык делает нас самобытными, эксклюзивными, не похожими ни на кого другого. Все остальное, обычаи, культура, традиции, народные промыслы прилагаются к нему, люди сами будут их поддерживать. Никакой специально программы не нужно, все пойдет само собой, на бытовом уровне.
Мне стыдно, что я, президент Общероссийского объединения корейцев, не знаю корейского языка, так, к сожалению, получилось. И как после этого я могу что-то требовать от других? Но проблема-то по большому счету, общая, она существует повсеместно у всех народов РФ, и значит, нужно как-то ее решать.
Василий Цо
Президент Общероссийского объединения корейцев