Создание отдельного федерального органа в сфере межнациональных отношений не является гарантией эффективного решения проблем в этой сфере

Создание отдельного федерального органа в сфере межнациональных отношений не является гарантией эффективного решения проблем в этой сфере

За 13 лет - с декабря 1991 по февраль 2004 гг. - ответственными за различные аспекты реализации государственной национальной политики в стране являлись 11 ведомств: 7 глав восьми федеральных органов исполнительной власти по национальной политике и федеративным отношениям (государственных комитетов и министерств), 1 министр региональной политики Российской Федерации, 2 главы Госкомсевера и 1 министр "без портфеля".

Предшествующий опыт доказывает, что существование отдельного уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере межнациональных отношений само по себе не является гарантией эффективного решения существующих в этой сфере проблем. Во-первых, здесь важен межотраслевой подход. Во-вторых, важны усилия по всей управленческой вертикали, и в первую очередь на местах, непосредственно в муниципалитетах и регионах, где вызревает конфликтная ситуация или прогнозируется очаг напряженности. В-третьих, всё общество не должно устраняться от обсуждения и решения проблем в межнациональных отношениях.

Такой подход реализован в утвержденной Президентом Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и Плане ее реализации, в разработанной Минрегионом и утвержденной Правительством федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)". 11 октября т.г. приказом Минрегиона утверждены методические рекомендации по формированию региональных программ укрепления единства нации. Региональная и муниципальные составляющие этой работы имеют принципиальное значение.

Большинство конфликтных ситуаций с этническим фактором возникают из неблагоприятной криминогенной обстановки, бытовых и хозяйственных споров, которые необходимо прогнозировать и принимать заблаговременные шаги прежде всего на местном уровне, чтобы предотвратить возможные конфликты. Как верно говорит Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов, нет межнациональных конфликтов – есть конфликт культуры и бескультурия. Исключительно программами и деньгами эту проблему не решить. Важна воспитательная работа в школе, семье, в обществе.

Минрегионом был подготовлен аналитический материал о системе управления в сфере межнациональных отношений, мы направили его в обе палаты Федерального Собрания, в Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации. На наш взгляд, необходимо усиление ресурсного обеспечения нацполитики, повышение роли регионов и муниципалитетов, национально-культурных автономий и традиционных для России конфессий. А кроме того необходима более жесткая работа правоохранительных органов, правоприменительная практика и взвешенная миграционная политика. По стратегическим вопросам есть действенный орган – Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. В формате Совета проводится очень большая работа. Очередное его заседание должно состояться на следующей неделе. Мы готовим свою позицию по заявленной повестке, а также по событиям в Бирюлево.

Игорь Слюняев
Бывший министр регионального развития Российской Федерации