Разговоры о возведении стен и заборов — тревожная тенденция
Поток беженцев в Европу усиливается. И последнее время в различных средствах массовой информации поднимается вопрос о том, что все больше сирийцев бежит в Норвегию через территорию РФ, в частности, через Мурманскую область, так получается быстрее (всего 3 дня) и дешевле (2 500 долларов). Многие опасаются, что Россия может стать перевалочным пунктом для мигрантов. Не думаю, что такое явление носит массовый характер, прежде всего, потому, что РФ не первый год принимает вынужденных переселенцев из Сирии и с Ближнего Востока, для них существуют специальные, эффективные программы, а пути транзита через Россию, как легальные, так и нелегальные, давно известны, и вряд ли количество людей, использующих и те, и другие, увеличится в ближайшие несколько лет.
С этой проблематикой мы сталкивались еще в 90-е годы, когда многие жители бывших советских республик стремилось через Россию или Украину попасть в Европу. Сегодня Украина из такого маршрута исключена, но Россия осталась. Уверен, беженцы не сотрут Европу с лица земли, как многие сейчас мрачно предрекают, тем более, что там есть опыт работы с ними, пусть и не такой большой и эффективный, как в Российской Федерации. Однако несколько актуальных вопросов следует решить незамедлительно. И один из них касается Дублинской конвенции, согласно которой статус беженца или право на убежище предоставляет первая страна, принимающая вынужденного переселенца, и если она по каким-то причинам этого не сделала, другие государства вправе отказать просителю. Сейчас же основной удар принимают на себя самые бедные территории, крайне заинтересованные в том, чтобы мигранты как можно скорее их покинули. Да и сами беженцы вовсе не жаждут осесть в Венгрии или Греции, их конечная вожделенная цель: Норвегия, Великобритания, Австрия, Германия. Но именно данные страны все чаще находят эту самую лазейку и отпихивают несчастных, получается, люди и домой вернутся не могут, либо боятся, и осесть нигде не получается. Скорее всего, проезд через Россию, так и останется проездом, это нормальное явление, главное, не создавать в наших городах большого скопления иностранцев без определенного правового статуса.
Еще одна бурно обсуждаемая с недавнего времени проблема: способствуют ли мигранты экономическому развитию государства? Ведь большинство из них представляют собой низкоквалифицированную рабочую силу. И если еще несколько лет назад мировое сообщество было уверено, что Европе не обойтись без мигрантов, сегодня все чаще высказывается противоположное мнение. Это новое видение ситуации, все больше влияющее если пока не на европейскую экономику, то уж на политику точно. К тому же вынужденные переселенцы — далеко не однородная в этническом и конфессиональном отношении масса, в ней нередко оказываются люди, еще пару недель назад стоявшие по разные стороны баррикады. Такая среда, безусловно, взрывоопасна. У Европы был опыт разделения беженцев на отдельные лагеря для чеченцев, российских немцев и т. д. Сейчас этого почему-то не делается, и все больше возникает вероятность ухудшения криминогенной обстановки. И последняя тревожная тенденция — разговор о возведении всяческих стен и заборов. Конечно, это в большей степени пиар-ход, ведь кроме сухопутных существуют морские и воздушные границы, и просто невозможно обнести всю территорию страны нерушимыми ограждениями. Но ведь еще несколько лет назад Европа гордилась тем, что она «без границ», и все мы искренне радовались исчезновению Берлинской стены. А теперь, получается, возвращаются не самые лучшие моменты недавней истории. Очень неприятный симптом.
Владимир Зорин
Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН