Единство, спаянное согласием

Единство, спаянное согласием

Наиболее близкие контакты людей складываются на работе, по соседству и в личной дружбе. И в целом межэтническая ситуация здесь достаточно благоприятна. 72% москвичей спокойно относятся к человеку иной национальности как партнёру по работе, 51 - даже как начальнику, 71 — как к соседу по дому, 53 — как к близкому другу. Среди русских 68% готовы работать с другими этносами,а среди мигрантов – 94. Также босса иной национальности последние готовы принять чаще - 81%. Правда соседствовать с татарами, башкирами, якутами, бурятами не хотят примерно 16%, а с дагестанцами, чеченцами, ингушами – 36.

87% москвичей не чувствуют враждебности к людям иной культуры, столько же считают недопустимым использовать насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах.

Россия — общий дом для многих народов, так считает 47% россиян, 55% - русских москвичей и 71-москвичей других национальностей. К сожалению москвичи не самые открытые граждане России, в других регионах особенно в республиках, люди значительно толерантнее.

Уверены в том, что русские, поскольку составляют в государстве большинство, должны иметь особые права, соответственно 31, 23 и 35 %. И, наконец, пресловутый лозунг «Россия для русских»! одобряют14, 7 и 4%.

Готовность принять человека другой национальности в качестве гражданина своей страны, жителя города или соседа считается проявлением межэтнической толерантности. В Москве данные показатели достаточно благоприятны и охватывают почти 3/4 населения. Никогда не чувствуют враждебность по отношению к людям другой национальности 48% москвичей.

Этническая принадлежность человека влияет на его возможность устроится на лучшую работу так считает 64% русских и столько же людей других национальностей, помогает занять высокий пост в органах власти — 56 и 61%, открыть свое дело 38 и 41%. Естественно, за этими оценками у респондентов скрываются разные представления, одни думают, что определенные народности преуспевают в бизнесе, науке, искусстве, другие, что у некоторых этносов больше сплоченности,влияющей на поддержку при получении образования и трудоустройстве, третьи, что приезжих неохотно берут на работу. Однако положительно на вопрос: «Приходилось ли вам испытывать ущемление прав из- за национальности?» среди русских москвичей ответило всего 3%. Тех же, кто столкнулся с проявлением дискриминации, среди других народов оказалось 22%. Чаще всего случаи неуважения к человеку по принципу национальной принадлежности встречается в бытовой и трудовой сферах.

Из республик Северного Кавказа в Москве работают 24 000 человек (в том числе 17 000 – из Дагестана). Из других республик, в частности, из Калмыкии, Бурятии, Тувы, Якутии трудовых мигрантов на порядок меньше. Половина приезжих устраивается в строительство, торговлю и транспорт. И это долговременная тенденция, поскольку согласно прогнозу Росстата, численность трудоспособного населения Москвы будет неуклонно снижаться в ближайшие полтора десятилетия.

Об ощущении связи с нашим городом люди других национальностей говорят даже чаще, чем русские.

Недавние жители Махачкалы, Дербента, Грозного устраиваясь в столице, нередко нарочито подчеркивают «мы москвичи».

В общем, при всех проблемах, мы достаточно мирно уживаемся в большом городе, и главное понимаем, что в нынешней сложной экономической и политической ситуации необходимо повернутся друг к другу лицом, выслушать соседа и договорится с ним. Как сказал Федор Тютчев:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, – быть может спаяно железом лишь и кровью...» Но мы попробуем спаять его любовью, – А там увидим, что прочней».



Леокадия Дробижева
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН