Свое будущее коренные народы севера по-прежнему связывают с традиционными промыслами и ремеслами
Свое будущее общины коренных малочисленных народов севера по-прежнему связывают с охотой, рыболовством, лесопользованием, оленеводством и традиционными ремеслами. Но современный мир диктует свои условия, и вынуждает приспосабливаться к рыночным законам, техногенным факторам и ресурсным потерям, ставит задачу сохранить традиционный образ жизни, одновременно реализуя высокий экономический потенциал.
Официальная статистика гласит: сегодня в России зарегистрировано 1266 общин. Наш союз общин подсчитал, что из них примерно 76% относится к семейно-родовым, 24% - к территориально-соседским. В промысловой охоте занято около 370 общин, для более 550 основное занятие — рыболовство, для 110 приоритетным является оленеводство, 65 успешно осваивают национально- художественные промыслы и аборигенный туризм. Однако их экономическое развитие тормозит нынешнее законодательство. Представители общин и оленеводы-частники вынуждены, в основном, использовать пастбища, которыми владеют различные сельхозорганизации. А между тем во многих районах севера только общины обеспечивают население работой и социальной поддержкой.
За 15 лет истории экономические успехи общин единичны. Например, общины Якутии вышли на пушной аукцион в Санкт-Петербурге и продают там свою меховую продукцию. Расширяются возможности комплексного прибрежного рыболовства, развивается производство продуктов оленеводства, именно общины продвигают на местах аборигенный туризм. Очень многое здесь зависит от региональных властей, создающих условия для бизнеса. Наиболее активно развивается законодательство в республике Саха Якутия, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Красноярском крае. Однако не все вопросы решаются в регионах, существует ряд проблем, которые нужно поднимать на федеральном уровне.
В «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», принятой еще в 2009г., говорится о необходимости подтянуть их жизненный уровень до среднего общероссийского. Речь идет, прежде всего, о техническом оснащении и модернизации традиционных видов хозяйственной деятельности. Масштабность целей и задач документа вселяет оптимизм, однако эффективность его реализации остается крайне низкой. Основная сложность – отсутствие на федеральном уровне четкого понимания, как именно должны развиваться коренные народы. А достичь результатов силами одних регионов, половина из которых дотационные, при ежегодном субсидировании в 240 млн. руб. на все северные районы и Дальний Восток – достаточно сложно. Есть округа, где до сих пор не существует регионального законодательства, защищающего интересы населения, толком не выделены и не закреплены охотопромысловые и рыболовные участки. На общины не распространяются меры государственной поддержки, имеющиеся у малого и среднего бизнеса. У общин нет возможности участвовать в льготном кредитовании, получении субсидий, госзаказов, налоговых льгот.
Алексей Лиманзо
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов на Сахалине