Короткое платье – не в цыганской традиции
Цыгане - нация очень яркая и сильная, во многом отличается от других народов. В первую очередь в отсутствием государственности. И, наверное, поэтому во всей России нет ни одной образовательной структуры, где можно было бы изучать цыганский язык. После ужесточения национальной политики в конце 1930-х гг. прошлого века цыгане надолго лишились возможности развития национального языка в системе образования. Да, издаются учебники, грамматики для различных диалектов, но нигде и никогда, не только властью, но и самими цыганами, не финансировались специальные программы по развитию, преподаванию, распространению нашего языка. Хотя, например, во Франции, Англии, Чехии такие инициативы цыган есть, и они всячески поддерживаются. Там есть университеты, где изучают и преподают цыганский язык. А в Российской Федерации сложилось так, что единственный лифт, который возносит к социальному процветанию – русский язык. Конечно, после окончания общеобразовательной школы на русском языке, открываются более широкие перспективы к дальнейшему образованию. Плохо, что нет альтернативы, а мой народ хочет сохранить идентичность, собственную культуру, традиции, язык, учить его, преподавать, передавать из поколения в поколение.
Не имея ни общей территории, ни собственных государственных структур, крайне сложно заниматься такими проблемами, как национальная идентичность. Потому именно с цыганами и случаются всякие перекосы. Мне часто рассказывают, что видят на улицах табор, и там детки 2-3-4 лет прекрасно говорят по-цыгански. И удивляются, что же вы еще хотите? Но более глубокое исследование ситуации показывает, что реально наши дети толком не знают ни русского, ни цыганского языков. В прошлом году мы проводили проект по обучению дошкольников русскому языку и выяснили, что большинство из них русского не знает в той мере, в какой это необходимо для успешного обучения в школе. Именно из-за языкового барьера, из-за трудностей в понимании материала у детей пропадает интерес к учебе. Нужно специально рассматривать вопрос о дошкольном образовании. Для того, чтобы ребенок пришел в первый класс и учился с ребятами других национальностей, не чувствуя себя отверженным, его надо к этому подготовить. Сегодня большинство цыганских ребятишек лишены доступа к полноценному образованию, а вырастая, в дальнейшем, лишены возможности найти достойную работу. Очень обидно! С другой стороны, в семьях, расселённых дисперсно в крупных городах, другая проблема – дети забывают родной язык. Также стыдно становится, когда люди звонят и спрашивают: «Где можно выучить цыганский язык? Так хочется»! А я не могу ответить ничего вразумительного. Должно быть хотя бы одно такое место во всей огромной России, не обязательно в Москве. Ведь сложность интеграции цыган в российский социум именно в отсутствии хорошего образования. В обычных школах для наших детей очень нужны педагоги, которые бы какие-то предметы преподавали по-цыгански, но пока взять их негде.
Самый малораспространенный язык имеет право на существование. В России, и я горжусь этим, сохраняются языки, у которых всего 200-250 носителей. По последним данным цыган в стране более 250 тыс, хотя на самом деле раза в 3-4 больше, ведь многие представители нашей нации не указывают при переписи свою национальную принадлежность. А язык для цыган очень яркий маркер, если кто-то подошел, заговорил с тобой на нем, значит, однозначно – свой. Есть, конечно, едва уловимые нюансы, по которым сразу узнаешь цыган, например, длина юбки или рукава в женском костюме. Короткое платье, брюки – это «не по-цыгански», не в наших национальных традициях. Во Франции есть целый цыганский поселок, где жители одеваются в лучшие, самые дорогие модели мировых кутюрье, но длина юбки и рукав в 3/4 обязательно сохраняется.
Мы много лет мы безуспешно пытаемся решить вопрос о создании федерального культурно-образовательного центра российских цыган, с размещением в нём отдела изучения истории и культуры цыган, музея, библиотеки, помещений для занятий народных (в том числе и детских) коллективов, деятельности общественных объединений, творческой студии аудио - видеозаписи, а также залов заседаний и концертов. Центр обеспечил бы не только сохранение и развитие цыганской культуры и языка, но и помог осуществить образовательные, воспитательные и многие другие задачи.
А еще мы всегда и все друг о друге знаем, в каком бы уголке света ни жил цыган, он как на ладони: все его успехи и промахи. И также легко он получает абсолютно точные сведения о своих сородичах. Вот такой мы необычный и интересный народ!
Надежда Деметер
Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган