Цыгане перестали кочевать не по своей воле
Иногда меня упрекают в том, что лидеры нашей автономии, да и я сама, много говорим о необходимости адаптации и интеграции цыган в современное общество. А где, спрашивают, традиционная кочевая культура? И не потеряли ли цыгане вместе с возможностью постоянных переходов с места на место свою самобытность и индивидуальность?
Давайте обратимся к истории. Собственно, почему наш народ кочевал? Кочевание было вовсе не следствием врождённой «тяги к перемене мест»; оно диктовалось характером кормивших цыган занятий. Цыгане издавна слыли умелыми ремесленниками, и, распродав плоды своего труда в одном селе, насытив рынок, шли дальше, искать других покупателей. Ещё они постоянно занимались музыкой и, кочуя, искали новых зрителей для своих выступлений.
Однако возможность кочевать цыгане потеряли отнюдь не по своей воле. В 1956г. Президиум Верховного Совета издал указ, подписанный Никитой Сергеевичем Хрущевым, и запретивший цыганам свободное передвижение по миру. Кочевье в пресловутом законе было названо бродяжничеством и объявлено криминальным образом жизни, а за неподчинение ему грозило до 5 лет ссылки с исправительно-трудовыми работами. Такого одиозного документа, наказывавшего, по сути, за соблюдение национальных традиций, не знает история ни одной страны.
С того памятного дня цыгане вынуждены были осесть, остановиться и обживаться в том месте, где их застал указ. Однако в Европе наш народ продолжал кочевать и кочует до сих пор. Больше того, там созданы все условия для комфортного путешествия: оборудованы специальные площадки, где можно остановиться, куда проведен свет, газ, вода и другие необходимые удобства. Но ведь русские не перестали быть русскими от того, что сняли сарафаны и лапти. Точно также цыгане не перестали быть цыганами, потеряв возможность свободного передвижения по России. В чем-то насильственное закрепление за определенным местом жительства сыграло и положительную роль. Несмотря на то, что исполнение этого закона уничтожило традиционный образ жизни, дети стали посещать школы, в крупных городах стали получать высшее образование, осваивать новые профессии.
Оседлый образ жизни привёл к более тесным отношениям цыган с окружающим населением, увеличился процент смешанных браков, увеличились постоянные контакты с социальными институтами: цыгане начали соблюдать законы, узнали нормы жизни гражданского общества, получили полноценное медицинское обслуживаниеи социальное обеспечение. Эти контакты неизбежно ускорили процесс интеграции цыган в общероссийскую культуру.
На самом деле, многие городские цыгане издавна были носителями именно русской культуры. Цыганская музыка оказала влияние на русскую музыкальную традицию, что нашло отражение в творчестве многих русских композиторов, особенно вXIX и XX вв. Так проявилось взаимовлияние и взаимодействие культур двух народов. Искренность, задушевность цыганской песни, дух свободолюбия цыганского народа вдохновляли многих писателей, поэтов, композиторов на создание лучших мировых шедевров. Конечно, интеграция цыган в современное общество еще продолжается, но в крупных мегаполисах она проходит легче и органичней. А, следовательно, даже такой, на первый взгляд, варварский закон, как тот, что был издан в 1953г., нельзя рассматривать однозначно. Да, во многом претерпели изменения наши вокальные и танцевальные традиции, кто-то сетует, что из них ушел некий степной дух свободы, характерный для XIX и даже начала ХХ веков. Но для того и создана наша автономия, чтобы сохранять обычаи и обряды, передавать их из поколения в поколение, и очень надеемся, что официальные власти страны нам в этом помогут.
Надежда Деметер
Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган