Одна эуштинская история для школьного музея

Одна эуштинская история для школьного музея

В 30 минутах езды от центра Томска находится Эушта, маленькая деревня с большой историей. Считается, что именно оттуда в начале 17 века князь сибирскотатарского селения Тоян отправился в Москву с просьбой принять его народ в русское подданство и основать на берегу Томи город. В Эуште эту историю особенно чтут и рассказывают каждому приезжему гостю, как сегодня мне.

Семья Фаризы Кабеевой по отцовской линии – коренные эуштинцы, а значит, и ее предков, наряду с Тояном, можно считать основателями Томска. Но об этом сегодня можно только предполагать . Я же приехала к Фаризе Абдулхаковне, чтобы услышать историю ее жизни.

— Ела? – спрашивает хозяйка, едва переступая порог.
— Да… спасибо.
— Не скромничай! — строго прерывает Фариза. — Знаю, что наверняка не успела поесть после учебы, сейчас быстренько разогреем. А уж потом начнем разговаривать.

Кабеева Фариза Абдулхаковна родилась в Эуште 26 апреля 1952 года. Закончила 8 классов и поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. Потом сразу же устроилась в детский сад, но проработала всего три месяца: директор ее родной школы, узнал, что она закончила пед. училище и перевел к себе в школу учителем начальных классов.

«В моем первом классе было 27 человек. Сложные были дети, плохо говорили по-русски, в основном по-татарски. Родители не были ими заинтересованы. Отдали в школу и, как говорится: вы учите, это ваша работа, вам за это деньги платят. А платили, к слову сказать немного, 60 рублей».

В дальнейшем разговоре Фариза Абдулхаковна еще не раз считала сумму своих зарплат в разные жизненные периоды, хотя я о деньгах ее не спрашивала. Видимо это от того, что в их семье всегда каждая копейка была на счету.

Но потому, как Фариза рассказывала о своей работе, было понятно – она ее очень любит.

«Утром уходила, вечером приходила. Ночью готовила еду семье на целый день. Некогда было даже пуговицу мужу пришить. Он дважды из дома меня выгонял. Прихожу однажды, а на пороге стоит мой чемодан с книгами. Я схватила его и пошла. Но муж догнал, вернул…».

С мужем Амиром они прожили вместе 33 года. Он умер в 52 года, с сердцем было плохо, работал трактористом, любил выпить, но, по словам Фаризы, она его очень любила, любит и сейчас.

«Позавчера мне снился, как ты, говорит, растолстела», — смеется хозяйка.

Фариза признается, что сама никогда не обладала особыми талантами, «медведь на ухо наступил», зато всегда умело находила музыкантов, организовывала концерты. 
«С ребятишками из школы, с доярками в деревне ставили спектакли на татарском языке, бесплатно, для всех. Я жила этим. Работа была для меня всегда на первом месте». 
После Великой отечественной войны Фариза работала с эуштинскими ветеранами. С детьми из школы они ходили к ветеранам в гости, устраивали концерты и просто беседовали. А недавно перед 70-летием победы Фариза решила организовать в деревне демонстрацию «Бессмертный полк».

«Подключился сын, собрал мотоциклистов, нашел знамя и в военном костюме ехал под торжественную музыку с одного конца деревни. А я, на другом конце, собрала народ, раздала фотографии, которые мы заранее распечатали, и повела всех, шли с криками «ура», с песнями, на татарском и на русском. Люди обалдели, они не ожидали такого праздника».

Сейчас Фариза Абдулхаковна полностью посветила себя школьному музею. Говорит, что такая была мечта — оставить детям музей. В школе выделили комнату, в которой Фариза все сделала «под старину»: книги, парты, фотографии, октябрятские флаги, значки, князь Тоян из папье-маше и тд.

Все материалы она собирает сама, но и люди помогают, приносят разные вещи, причастные к истории школы и деревни. К слову и сегодня у входа в дом стоит старинный сундук.

«А это мне в музей принесли», — хвастается Фариза.

Дела семейные

В семье Фаризы их было 9 детей, но почти все ее сестры и братья не дожили до взрослого возраста. Отец Абдулхак Кобеев прошел две войны, японскую и Великую отечественную, но в жизни был человеком мягким и добрым. Коренной эуштинец, татарин, работал плотником и грамоту не знал.

«Смотрю как-то папа сидит, газету читает, зовет меня и говорит: «смотри доча, что здесь написано», а я уже в школе училась, ну и говорю ему: «ты вверх ногами газету держишь». Совсем безграмотный был, но такой замечательный. Никогда по имени меня не называл, только доченькой.

Мама Фаризы, Факиза Кобеева была из другой татарской деревни Черная речка (Черная речка и Эушта находятся недалеко друг от друга). С отцом они познакомились после войны, но знали друг о друге еще задолго до этого. Фотографию своей будущей супруги Абдулхак носил под сердцем всю войну, его сестра была подругой Факизы и подложила брату ее фото.

«В 46-м году он приехал в Томск, поехал на рынок, там встретил маму. Вытаскивает из кармана фото, смотрит на него, на нее и спрашивает:

«Ты – Факиза?». 
Мама сразу все поняла: «А ты, наверное, Абдулхак?»
«Я тебя украду», — ответил он.

И в следующую субботу, по татарскому обычаю, они с другом приехали и украли мою маму».

Фариза вспоминает, что ее мать «разговаривала стихами», сочиняла на ходу песни и везде пела их. Отец тоже любил выдумывать, часто рассказывал дочери разные истории, и она до сих пор гадает, что из них правда, а что вымысел.
«Было у нас такое озеро, мы называли его «блуждающее», в общем загадочное было озеро. Вот и мой папа как-то вышел к этому озеру и увидел на берегу маленького козленочка. Поднял его на руки и говорит: «бедненький козленочек замерз», а он ему отвечает: «я тебе дам, козленочек». Тогда он его тихонько обратно поставил и пошел оттуда, долой, не оборачиваясь».

Семейное фото Фаризы (в центре в первом ряду сидит ее мама ): «Мы еле уговорили маму мою сфотографироваться. Она говорила, что по Корану никак этого делать нельзя».

Фронтовики из Эушты, в числе которых был отец Фаризы, были дружными, вместе организовали плотницкую бригаду, вместе ходили на рыбалку. Однажды со сходом льда они в очередной раз отправились на остров рыбачить. И как только фронтовики переплыли реку, пошла вторая волна льда. Так их отрезало от деревни на несколько дней.

«Мы так переживали, остров начало топить, папа плавать не умеет, а мы на этом берегу ничего сделать не можем. После этого случая я даже задумала разрубить папин обласок, но потом не стала».

Рыбаки обычно привозили 2-3 ведра улова. Останавливались все вместе у кого-нибудь дома, сразу же делали в земле коптилки, потом эту рыбу ели, продавали.

Помимо рыбы, их семья продавала творог и корзины, которые научила их плести бабушка. Но выручки все равно не хватало, жизнь была тяжелой, как вспоминает Фариза Абдулхаковна.

«Сахар в те времена продавали кусками. Мама всегда раскалывала и давала нам по кусочку. Хочешь, сейчас ешь, хочешь — потом, но он у тебя — единственное лакомство на весь день. В один прекрасный день, помню, у меня его сперли. Воришка не нашелся. И только потом, через несколько лет, старшая сестра призналась: «ну я же тебе за то игрушку какую-то тогда отдала», — смеясь, рассказывает Фариза.

У самой Фаризы Кобеевой с мужем трое детей: дочь Лариса и два сына: Шамиль и Дамир. Дамир умер в 2 года от заражения крови.

Шамиль продолжает дело отца – он строитель. А Лариса – завуч в местной школе. Помимо дочери династию учителей, начатую Фаризой, продолжает ее сноха и внучка.

Уроки татарского

Сейчас Фариза Абдулхаковна уже не преподает, занимается в основном музеем и ведет кружок по рукоделию. А раньше у нее был еще и факультатив татарского языка.
«Я поступала в казанский университет заочно на учителя татарского языка, но отучилась только 3 года. Тяжело было ездить. К тому времени у нас ребенок уже второй был. Получалось, что статуса «учитель татарского языка» у меня не было, чтобы полноценно его преподавать, но вижу, что дети стали забывать родной язык, обычаи, традиции. Предложила инициативу директору, он поддержал.

Я специально шила пальчиковые игрушки. Ребятишкам говорю: 
— Кто это?
— Лиса! 
— А по-татарски?
— Не знаем.
— Тельке.

Так вот разучим слова, проиграем, сказку расскажем, переведем с русского на татарский, потом еще перед родителями со спектаклем выступим. Очень интересная работа».

Факультатив, правда, потом пришлось закрыть, в школу пришел новый директор, денег стали платить меньше. К тому у Фаризы сильно заболела сестра, и она уволилась, чтобы ухаживать за ней.

В этом году Фаризе опять предлагают вести уроки татарского. Родители хотят. Но возьмет ли она их, пока неизвестно. «Платить, наверное, мало будут, а у меня здоровье уже не то, тяжело».

Фариза Абдулхаковна еще долго листала фотоальбомы, показывала своих учеников, всех называя по именам, вспоминала отца, мать, мужа, сына, — тех, кого уже нет. И поглядывала в окно, как оказалось, если приглядеться, из него видно кладбище, где похоронены ее родственники. 

 

За разговором мы совсем забыли о разогретом ужине и я даже чуть не опоздала на последний автобус. Но хозяйка все равно голодной не отпустила. А после ужина отправила внучку проводить меня до остановки и сказала, что надеется увидеться еще раз. Ведь столько всего не рассказанного осталось.

Студентка школы межэтнической журналистики в Томске Юлия Бородич.